Posted 8 октября 2020,, 04:40

Published 8 октября 2020,, 04:40

Modified 1 сентября 2022,, 03:18

Updated 1 сентября 2022,, 03:18

Дон Полигон: главная версия загрязнения залива на Камчатке

8 октября 2020, 04:40
Есть такая детская игра «горячая картошка», её суть заключается в том, чтобы перебросить мячик как можно быстрее чтобы «не обжечь руки». У властей Камчатки происходит похожая ситуация — каждому новому губернатору вместе с должностью переходит «горячая картошка» — экологическая катастрофа планетарных масштабов.

Дон Полигон — тот, кого нельзя называть

История создания Козельского полигона - камчатского кладбища опасных соединений подробностями не пестрит. Холодным летом 1979 года руководство предприятия «Камчатсельхозснаб» приняло решение организовать на левом берегу реки Мутнушки место для утилизации пестицидов и ядов. Полигон построили и использовали довольно длительное время, накопив огромное количество химикатов. В последствии его законсервировали и «взяли на карандаш».

Годами учёные мониторили его состояние и следили за количеством ядохимикатов. В 2010 году полигон обшили геомембраной, которая должна защитить его от размыва дождями и талыми водами. Задачу по ликвидации Козельского передали Министерству обороны РФ.

Специалисты, проводившие ежегодный мониторинг состояния полигона в 2018 году написали в своём отчёте, что «химический могильник» построен без соответствующего проекта и с нарушением «Временной инструкции по уничтожению ядохимикатов и тары из-под них». Вдобавок к этому, полигон, по мнению биологов, опасен ещё и тем, что стоит на берегу реки и у подножия вулканов. Иными словами, Козельский, — это бомба с зажженным фитилём, и рано или поздно она должна рвануть.

С отравленным Халактырским пляжем Козельский полигон связывает река Налычева, на берегу притока которой (вышеупомянутая Мутнушка) он находится. Река Налычева фигурировала на первых фотографиях отравленного пляжа, авторы фото указывали, что именно с неё по акватории распространялось ядовитое вещество.

Выжженая земля

В первые дни октября, после того как в СМИ просочилась информация об отравлении залива, профильное министерство озвучило несколько вероятных версий произошедшего — техническая или природная основа отравления или утечка нефтепродуктов и топлива с военного стрельбища «Радыгино», которое находится недалеко от Халактырского пляжа. Утечку горючего ученые отмели сразу. Камчатка подчиняется мировым законам физики и топливо там, как и везде, выходит на поверхность воды радужной плёнкой, а не стелется по дну залива. Губернатор Камчатки прямо указывал на то, что Козельский полигон может быть причиной отравления воды, но призывал при этом не отказываться от других версий.

«Самый очевидный ответ, где может быть источник загрязнения, — это Козельский полигон ядохимикатов», — сообщил губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

Также появилась конспирологическая теория — якобы отравление пляжа было придумано для расшатывания неких политических сил Камчатки и на самом деле никакого отравления нет. В качестве довода последователи этой версии приводили немногочисленность фото и видео с пляжа. Теорию опроверг губернатор Камчатки пятого октября, подтверждив гибель 95% донных биоресурсов в некоторых местах Авачинской бухты.

«Сегодня, когда экспедиция Кроноцкого заповедника исследовала акваторию к югу от выхода из Авачинской бухты, на глубине 5-10 метров было обнаружено большое залегание погибших водных биоресурсов. Это нетипичная ситуация. Специалисты считают, что загрязнение шло по дну и придонной части», — сказал Владимир Солодов.

Военная уловка

Поведение военных заставляет усомниться в несостоятельности версии утечки топлива с боевых кораблей. Штаб Восточного военного округа по Тихоокеанскому флоту свою причастность к отравлению побережья опроверг решительно и сразу.

«Информация, распространяемая представителями зарубежных организаций, о возможной причастности Тихоокеанского флота к загрязнению океанической воды в районе Халактырского пляжа в 30 километрах от Петропавловска-Камчатского, не соответствует действительности», — сообщила пресс-служба ТОФ третьего октября.

Свою непричастность к отравлению воды они подтвердили тем, что на военном стрельбище «Радыгино» близ «Козельского могильника» с июня по настоящее время никаких учений с использованием тяжелой боевой техники не было. А в акватории Авачинского залива, возле Халактырского пляжа мероприятий боевой подготовки с привлечением кораблей и судов Тихоокеанского флота не проводилось. Точка.

При этом информация военных противоречит сообщению пресс-службы правительства Камчатского края от 12 августа, в котором говорится, что с 17 по 18 августа на стрельбище «Радыгино» проходили артиллерийские стрельбы.

«На понедельник и вторник следующей недели запланировано проведение практических артиллерийских стрельб надводных кораблей Военно-морского флота России по береговым целям. Военные моряки будут стрелять боевыми снарядами, поэтому прошу камчатцев позаботиться о своем здоровье и не посещать полигон в указанные даты. Границы полигона на местности помогут определить географические объекты: реки Половинка и Налычева, озеро Котельное, гора Толстый мыс. Прошу не приближаться к берегу океана рядом с ними ближе, чем на 7 километров», — сказал тогда исполняющий обязанности министра специальных программ и по делам казачества Камчатского края Евгений Липаков 12 августа.

Выходит, что в середине августа военные корабли ТОФ находились у побережья Камчатки как раз в том месте, где сегодня простирается мертвая береговая линия. По какой причине военные ввели в заблуждение общественность, выяснить не удалось. Пресс-служба не смогла оперативно предоставить комментарий.

Секретные документы

И всё-таки версия отравления побережья, закопанными на полигоне отходами, несмотря на военные ухищрения, кажется экспертам наиболее вероятной. В её пользу говорит и повышенное внимание, которое власти оказывают реке Мутнушке. До момента появления в водах Камчатки «неизвестного отравляющего вещества» полигон Козельский, стоящий на берегу вышеупомянутой реки, фигурировал в пресс-релизах правительства региона дважды — в июне 2019 и в сентябре 2018 года.

Интересно, что официальный документ, за который правительство Камчатки заплатило подрядчику 400 000 рублей, носящий название «Информационный отчёт по объекту: «Мониторинг Козельского полигона захоронения ядохимикатов и пестицидов» доступен только в урезанном варианте. Кто-то «почистил» десять страниц текста, содержащих самые важные показатели — «Содержание металлов, хлорорганических пестицидов (ХОП) и фенолов в подземных и поверхностных водах Козельского полигона захоронения ядохимикатов и пестицидов». Кроме этих цифр в докладе нет таблиц замеров количества химикатов с 2002 по 2018 годы.

В отчёте говорится, что до 2018 года ежегодные исследования проб показывали превышение показателей ХОП в подземных водах полигона, но именно в 2018 году всё как-то «устаканилось» и состояние полигона по итогу было признано удовлетворительным. Причём «устаканилось» оно само собой, потому что правительство Камчатки ещё в 2018 году просило федеральный центр предоставить средства на приведение полигона в приличный вид, однако закупок связанных с освоением этих денег корреспондентам агентства обнаружить не удалось, вероятнее всего просьба так и осталась просьбой.

Мёртвый океан

Эксперты, опрошенные корреспондентом агентства, единогласно сходятся во мнении, что утечка ядохимикатов с Козельского полигона может привести к настоящей катастрофе, в том случае, если это была именно она. Объёмы отравляющих веществ, которые хранятся у подножия вулкана, неизвестны, но СМИ различного уровня и российское отделение Greenpeace говорит о сотне тонн фенолов, хлорорганических пестицидов и мышьяка.

«Надо сейчас по-хорошему определить сколько там осталось химикатов и понять сколько их уже ушло в акваторию. Сделать соответствующие замеры. Место для полигона выбрано крайне неудачно — в сейсмически активном районе, да ещё и на берегу реки. Не исключено, что химикаты с этой площадки вполне могли быть вымыты подземными водами», — поделился доктор биологических наук, главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института им. В. И. Ильичева ДВО РАН Владимир Раков.

Биологи говорят прямо, что в случае если химикаты утекут в океан, неповторимый подводный мир Камчатки навсегда изменится, причём не в лучшую сторону. Из-за того, что власти региона, в частности его бывший губернатор Владимир Илюхин, играли в политику вместо того чтобы решать реальные вопросы, проблемы, такие как Козельский полигон, копились как снежный ком, а сейчас, когда Илюхин «спрыгнул с темы» все взятки с него гладки. Говоря по простому — он швырнул горячую картошку Солодову и теперь его очередь разбираться с «бомбами» региона.

Восьмого октября губернатор Солодов сообщил, что в воде у побережья Камчатки не обнаружено токсинов и превышения уровня радиации, заявил губернатор края Владимир Солодов. По словам главы региона, при анализе проб не выявили отравляющих веществ, которые могли привести к массовой гибели морских животных. Что прочем не удивительно, ведь океан - не лужа и вода в нём ежесекундно обновляется.

"