Posted 14 января 2021,, 10:25

Published 14 января 2021,, 10:25

Modified 1 сентября 2022,, 02:59

Updated 1 сентября 2022,, 02:59

тематическое фото

Эксперты уверены: Чите нужен комплексный план защиты окружающей среды

14 января 2021, 10:25
Фото: Медиахолдинг1Mi
тематическое фото
Проблема загрязнённого воздуха Читы и Улан-Удэ в отопительный период не сходит в последние годы со страниц СМИ и блогов, оставаясь в фокусе внимания властей и общества. Заказываются исследования, разрабатываются планы модернизации котельных и достройки ТЭЦ. Эксперты поделились мнениями, как вернуть Чите чистый воздух.

Ведущий научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Николай Сигачёв сейчас возглавляет экологическую комиссию при главе города, а в прошлом руководил научным институтом природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН — единственным в Забайкалье. Рассказывая об экологических проблемах Читы, он подчёркивает важность подробных научных исследований загрязнения воздуха и зависимости его от конкретных источников. При этом обращает внимание на то, что сегодня методика определения основных источников загрязнения основана на формулах 40-летней давности, тогда как для эффективных решений нужны современные методы, оборудование и программы, пишет «Чита.ру».

Едва ли не самым важным шагом на пути к очищению воздуха в Чите эксперт считает перевод частного сектора с печного отопления на централизованное. По данным исследований, проведённых несколько лет назад, основные вредные примеси в воздухе в зимний период — диоксид азота, угольная зола, бензапирен и пыль. И львиную долю бензапирена в воздух выбрасывают именно печи частных домов.

— Наибольшая загрязнённость воздуха фиксируется утром и вечером. С утра люди просыпаются и начинают топить печь. Вечером приходят с работы и начинают топить печь. Печь топится круглые сутки, но процесс затапливания соответствует определённому выбросу. Уголь, когда нагревается, начинает выделять газы, содержащие вещества ароматического ряда — фенол и бензапирен. Так как температура низкая, они не сгорают, а просто вылетают в трубу. Когда печь разгорится, температура высокая, то они сгорают в печи. На ТЭЦ температура горения 1200 градусов. Современные котлы отличаются тем, что топливо горит дозировано. Там стоит механизм, который в зону горения постепенно подбрасывает гранулы угля. Зона горения имеет высокую температуру, топливо, попадая туда, сразу же полностью сгорает, — объяснил эколог.

По мнению Николая Сигачёва, необходимо придумывать решения и для минимизации выбросов от транспорта — многие автовладельцы прогревают свои машины несколько раз за ночь, не задумываясь, сколько диоксида азота добавляют воздуху, которым дышат. Эколог привёл в пример соседнюю Монголию, вынужденную решать аналогичную проблему загрязнения воздуха в Улан-Баторе: там методом борьбы с газующими автомобилями стало пятикратное повышение транспортного налога. Мера непопулярная, но в комплексе с заменой горелок и печей на низкоэмиссионные котлы и уменьшением тарифа на электроэнергию это принесло результаты: за 2 года в Улан-Баторе удалось на 49% снизить загрязнение воздуха.

В Японии, по словам эксперта, всё активнее на ТЭЦ используют уголь, отказавшись от опасной атомной энергетики. Но при этом ТЭЦ используют современные методы — сверхкритические давления пара дают возможность вместо пыли, сажи, диоксидов серы и азота выбрасывать водяной пар и углекислый газ. Примечательно, что этот способ был разработан в 80-х годах в СССР, а сегодня оборудования для его применения производят в Японии и Чехии — но не в России. Перспективной эксперт считает и идею использования бездымного угля — способ переработки обычного угля в такой экологичный вид топлива был изобретён в Барнауле и ждёт внедрения в промышленных масштабах. Препятствием является дороговизна процесса.

Николай Сигачёв убеждён, что для улучшения экологической ситуации в Чите нужно прежде всего разработать план мероприятий с бюджетом, сроками, исполнителями и ответственностью за неисполнение; разделить их на срочные и перспективные, малобюджетные и затратные — и приступить к реализации.

— Власть, как и везде, ведёт себя так, как ей позволяет вести себя общество. Поговорили, поговорили — затихло. Можно дальше ничего не делать. Гражданское общество должно быть готово решать эти вопросы совместно с властями. С теми же дымящими машинами. Попробуй где-нибудь на западе оставь машину с включённым двигателем во дворе многоэтажного дома. Тут же посыпятся десятки звонков, приедет полиция, огромный штраф заплатишь. А у нас если делаешь замечание — в ответ слышишь возмущение. При этом все хотят дышать чистым воздухом, — заключил эколог.

— Согласен с профессором Сигачёвым, что необходим комплексный подход, и он должен основываться прежде всего на научном понимании процессов, влияющих на жизнь людей. Общество, в котором нет взаимодействия власти и науки, постепенно начинает деградировать, поскольку в нём не происходит накопления и передачи знания, и в итоге такое общество оказывается на обочине цивилизации. Власть должна поддерживать научные исследования, направленные на улучшение качества жизни, — прокомментировал политолог Андрей Кудисов.

Ранее «Восток-Медиа» рассказывало, что в соседней с Забайкальем Бурятии разработали собственную региональную программу «Воздух». Это было сделано, поскольку ни Забайкальский край, ни Бурятия не вошли в 2019 году в федеральную программу «Чистый воздух», а экологические проблемы, общие для столиц обоих регионов, требуют разрешения всё настойчивее.

"