Posted 17 января 2020,, 08:41

Published 17 января 2020,, 08:41

Modified 14 декабря 2023,, 16:09

Updated 14 декабря 2023,, 16:09

Кто вместо Дарькина достроит главный храм Приморья?

Кто вместо Дарькина достроит главный храм Приморья?

17 января 2020, 08:41
Фото: Медиахолдинг1Mi
Почему во Владивостоке за десять лет так и не построили главный православный кафедральный собор, разбиралось «Восток-Медиа».
Сюжет
Храм

В канун Рождества Христова православным христианам и всем остальным приморцам стало известно, что стройка Спасо-Преображенского кафедрального собора вновь под угрозой.

Дело в том, что Главное военно-строительное управление-6 (правопреемник военной строительной организации «Дальспецстрой») в ходе процедуры банкротства обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд, требуя взыскать с Владивостокской епархии почти 350 миллионов рублей. Истец считает, что именно столько епархия задолжала за работы по строительству кафедрального собора во Владивостоке в период 2011–2014 годов.

Это не первая попытка судебного решения спора между Владивостокской епархией Русской православной церкви и указанной военной строительной организацией — первый иск примерно такого же содержания, на сумму более 380 миллионов рублей заявлялся в сентябре 2014 года. Но в тот раз ни одна из сторон — ни истец (тогда еще «Дальспецстрой»), ни ответчик, Владивостокская епархия Русской православной церкви, ни третье лицо (каковым суд признал Единую дирекцию по строительству объектов на территории Приморского края) в судебные заседания дважды не являлись, вследствие чего арбитражный суд оставил тот иск без рассмотрения, возвратив истцу 200 000 рублей государственной пошлины.

Такой странный судебный прецедент легко приписать проявлению Божьей воли, поскольку на тот момент иных покровителей, способных повлиять на поведение участников судебного разбирательства, у недостроенного храма не просматривалось.

Спасо-Преображенский кафедральный собор в центре Владивостока сам по себе явление чудесное: это едва ли не единственный масштабный объект, строившийся без конкретно определенных источников финансирования и вся история его строительства воистину поразительна!

Приступила к работам по возведению храма в конце 2010 года организация «Дальспецстрой», относившаяся к военному ведомству. Причем, без каких-либо конкретных договоров, вероятно, «по команде». И как заявляли в 2014 году представители «Дальспецстроя», произведя работ примерно на 500 миллионов рублей, получила их организация чуть более 4 миллионов. В тот же период времени, в декабре 2010 года, был создан «Фонд строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора» (ИНН 2536237566). Где директором была Надежда Ашаева (экс-депутат Заксобрания Приморского края, известная своей ролью в строительстве жилых комплексов «Орлиное гнездо»), а учредителями — Лариса Белоброва (актриса и бизнес-леди, супруга экс-губернатора С. М. Дарькина), Владимир Каспин (совладелец группы строительных фирм «КФК», близкий к депутату-бизнесмену Игорю Чемерису), Павел Тарасенко (генерал погранслужбы), Игорь Талько (протоиерей) и собственно Владивостокская епархия РПЦ. И можно было бы рассчитывать — хоть теоретически — на роль фонда в финансировании строительства, но как выяснили впоследствии дотошные журналисты, в официальной отчетности указанного фонда не отражалось сколько-нибудь существенных, в масштабе строительства собора, сумм. А в октябре 2018 года в Фонде начался процесс ликвидации, возглавил который Игорь Талько, и 1 марта 2019 года указанный фонд официально ликвидирован.

Между тем строительство кафедрального собора продолжалось: то ли за счет сбора пожертвований, в том числе путем продажи «именных кирпичей» с именами меценатов, то ли просто милостью Господней.

Покинувший стройплощадку «Дальспецстрой» сменила в роли подрядчика Ремонтно-строительная компания «КФК» Владимира Каспина. А вот в роли заказчика-застройщика каким-то чудом оказалась государственная Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края, под началом, на тот момент, Сергея Запорожца — в 2017 году осужденного к 2,5 годам лишения свободы и дальнейшей заменой этого срока на условный, по ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) за договора подряда с фирмой «Малиновый слон», подконтрольной дочери чиновника.

Однако в дальнейшем, к концу 2017 года, роли снова поменялись. Теперь заказчиком вновь стала Владивостокская епархия, финансистом стройки в СМИ называли ПАО «ТИГР» во главе с Сергеем Дарькиным, а подрядчиком выступило ООО «АТР-строй».

Учредителем (96%) и директором ее является Евгений Кармазин. Фирма участвовала как субподрядчик в постройке «Золотого» моста, а судя по финансовой отчетности в открытом доступе ее выручка, удвоившись в 2016–2017 годах, с 200 до 400 миллионов рублей, за работу на стройке храма еще подросла, достигнув 464 миллионов рублей к концу 2018 года. Помимо этого указанная компания известна сотрудничеством с ООО «Риал» (учредители Лариса Белоброва и Татьяна Ахоян 50 на 50) и фигурировала как потенциальный подрядчик строительства ресторана у верхней площадки фуникулёра, по заказу компании Татьяны Ахоян — этот проект вызвал протесты общественности, а затем и вовсе его земельный участок попал в границы проекта музейно-выставочного комплекса.

Таким образом, видно, что кроме высших сил, строительству кафедрального собора во Владивостоке уже десятый год содействуют вполне конкретные лица в политике и бизнесе — каждый в меру собственных сил и средств. Но вопрос судебного разбирательства по долгу в 350 миллионов рублей между Владивостокской епархией и ГВСУ-6 в арбитражном суде пока остается открытым.

Строительство собора, начатое, образно выражаясь, «на политическом песке», может в очередной раз пошатнуться. В Приморье за это время уже четвертый глава региона, крупные чиновники и бизнесмены-строители из тех, кто начинал и участвовал в постройке храма, оставили посты либо и вовсе осуждены, а достройке храма в условиях правительственного кризиса и судебного разбирательства по давним долгам может помочь лишь божья воля. На которую, очевидно, уповают во Владивостокской епархии РПЦ.

Впереди, как нам известно, предстоит привести в порядок ещё и внутреннее убранство собора, а это сотни и сотни миллионов рублей.

"