Posted 24 октября 2020,, 09:18

Published 24 октября 2020,, 09:18

Modified 1 сентября 2022,, 02:58

Updated 1 сентября 2022,, 02:58

«Развелось психологов» - как выбрать специалиста на рынке психологической помощи

24 октября 2020, 09:18
Как сориентироваться на рынке психологического консультирования и не ошибиться с выбором специалиста, а также чем чреваты походы к неквалифицированному психологу, разбирался корреспондент "Восток-Медиа".

«И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат» - эта фраза из любимого всеми «Ивана Васильевича» всплывает в голове, когда пытаешься найти психолога и видишь обилие предложений на рынке. В интернете, и прежде всего – в социальных сетях, их столько, что в них можно захлебнуться. После первого же запроса в поисковики о поиске психолога всевозможные консультации, тренинги, марафоны и школы лезут в виде рекламы буквально изо всех щелей.

Ну и что, в других сферах деятельности ситуация примерно та же, все-таки мы живем в эпоху рыночной экономики, один из признаков которой - развитая конкуренция, скажут многие. И это абсолютно верно, но ведь, выбирая одежду, обувь, дизайнера интерьера или туроператора, мы рискуем в первую очередь деньгами, а выбирая психолога, не только ими, но еще и в буквальном смысле головой.

В этой связи мы попытались разобраться, как сориентироваться на рынке психологического консультирования и не ошибиться с выбором специалиста, а также чем чреваты походы к неквалифицированному психологу.

Спрос рождает предложение

Действительно, в нашей стране неискушенному человеку невероятно сложно найти в ворохе разнообразных предложений, которые есть на рынке, хорошего специалиста. К сожалению, практически никакой опоры в виде заслуживающих доверие справочных материалов, у нуждающегося в психологической помощи обывателя нет.

«В западном мире, например, давно существует практика издания подобных справочников - в них можно найти всю информацию о лицензированных специалистах, в том числе данные о том, по каким направлениям они сертифицированы», - говорит практикующий психолог, кандидат психологических наук Евгения Шилова.

В России же до сих пор нет закона о психологической помощи, который пытаются принять начиная с 2014 года. Рынок по сути ничем не регулируется, а в таких условиях, и клиенты, и профессионалы остаются незащищенными.

«В какой-то мере то, что происходит сейчас в сфере психологического консультирования, можно сравнить с повальным увлечением походами к магам и экстрасенсам, который мы наблюдали в 90-ые годы. Людям так нужна та самая "волшебная таблетка", которая решит их проблемы со здоровьем, в том числе и психическим, что они охотно тратят деньги на сомнительного рода услуги вместо того, чтобы обращаться за профессиональной помощью. Благо, государство вовремя увидело в этом проблему и ограничило деятельность подобных "целителей" - эпоха экстрасенсов закончилась, ей на смену пришла эпоха психологов", - говорит главный врач ГБУЗ Краевая клиническая психиатрическая больница Максим Артамонов.

Другой вопрос, что если профессионалов в области экстрасенсорики быть не может по определению, то в психологии они есть. И основная проблема в том, что различного рода горе-психологи без профильного образования, с филькиными грамотами различных сомнительного качества курсов и программ, дискредитируют профессию.

«Для нас как для специалистов проблема присутствия на рынке непрофессиональных психологов заключается не столько в недобросовестной конкуренции, сколько в подрыве доверия к профессии, в обесценивании работы психологов. Попав к неспециалисту, человек по его работе часто делает выводы о психологии и психотерапии в целом. И его уже ничто не заставит пойти к профессионалу, даже если он действительно нуждается в помощи», - отмечает Евгения Шилова.

Она добавляет, что спрос на психологическую помощь растет в нашей стране уже почти 20 лет, и будет только увеличиваться, ведь большинство граждан нашей страны живут в условиях стресса высокой степени неопределенности среды, а это действительно сильный стресс, с которым сложно справиться самостоятельно.

«Я не вижу большой беды в том, что рынок психологического консультирования сегодня очень разнообразен - наоборот, это хорошо, потому что дает клиенту возможность выбора. Другой вопрос, что я бы рекомендовала более щепетильно относиться к этому выбору, хотя бы для того, чтобы не тратить деньги впустую. Ну и конечно же, чтобы получить реальную помощь, которую могут оказать только профессионалы», - говорит Наталья Колесник, клинический и перинатальный психолог, гештальт-терапевт.

Выбор – дело тонкое

В свое время в поисках психолога корреспондент «Восток-Медиа», автор этого материала, не раз попал впросак. Один из консультантов, вполне похожий по резюме и фотографии на грамотного специалиста, даже обнаружил в бэкграунде семьи вашего покорного слуги кармический долг, образовавшийся едва ли не в эпоху раннего средневековья, и посоветовал носить в кармане амулет из аметиста.

«Как все-таки не ошибиться при выборе специалиста? В первую очередь, я бы не советовала искать его в интернете. Но даже если других вариантов нет, ориентируйтесь не на самопрезентации, а на отзывы. При этом лучше все-таки, если эти отзывы будут от людей, которым вы доверяете, поэтому сарафанное радио более эффективно. И самое главное, не забывайте проверять. Запрашивайте у специалиста при первом контакте данные о его квалификации и документы, подтверждающие эти данные. Не стесняйтесь, профессионал всегда отнесется к этому адекватно», - советует Евгения Шилова.

Подобные рекомендации дает и Наталья Колесник. При этом она также обращает внимание тех, кто намерен сделать психологию своей профессиональной стезей, на выбор учебного заведения.

«Что касается школ, которые обещают обучить психологии, я предлагаю не верить подобного рода школам. На сайте Российского психологического общества опубликован этический кодекс психолога, который обязан исполнять каждый специалист в области психологии. Согласно кодексу, психолог - это специалист, который имеет высшее психологическое образование. Никакая школа, кроме аккредитованных ВУЗов, такого образования не дает», - говорит эксперт.

Однако, по мнению Натальи Колесник, университет университету тоже рознь – важно также, чтобы в вузовской программе были дисциплины по психотерапии, психиатрии, а также, чтобы студентов на практике знакомили с теми или иными методами.

«Второй момент - клиентам всегда стоит обращать на дополнительные строчки в кратком резюме психолога. К примеру, я клинический психолог, перинатальный психолог, гештальт-терапевт. Откуда эти названия? Они отражают мое образование - диплом клинического психолога я получила в ТГМУ, перинатальной психологии обучалась в Уральском университете. Что касается гештальт-терапии, то я изучала ее в Санкт-Петербургском институте гештальта. Это негосударственное учебное заведение, но оно выдает сертификаты европейского образца. К чему это все? К тому, что клиенту не нужно стесняться запросить у специалиста подтверждения его квалификации, это абсолютно нормально. И любой профессионал будет готов вам эту информацию предоставить. Если же вы получаете отказ в ответ на подобный запрос, стоит насторожиться», - говорит Наталья Колесник.

Чем рискуем

По мнению главврача ГБУЗ Краевая клиническая психиатрическая больница, проблема не в том, что пациенты, имеющие дело с горе-психологами, не просто понапрасну тратят свои деньги (их расходы - это их выбор), а в первую очередь в том, что они теряют драгоценное время.

"Самое главное, что стоит понимать, обращаясь к психологу, - лечить может только врач. Если психолог берется решать проблемы соматического характера, то перед вами некомпетентный специалист, - говорит врач. - Человек без медицинской подготовки не в состоянии распознать патологию, в том числе, когда речь идет о психических заболеваниях. Поэтому, если вы ищете специалиста, советую обращаться к клиническим психологам, которые являются выпускниками медицинских ВУЗов. Самый верный способ - обратиться в профильные государственные медицинские учреждения, которых, к слову, помощь оказывается совершенно бесплатно».

Как рассказал Максим Артамонов, в его практике и практике его коллег-психиатров огромное количество случаев, когда пациенты месяцами, а то и годами тратились на психологов, а затем оказывалось, что их проблема без особых усилий решается медикаментозно.

«Важный момент: если речь идет о каких-то физических проявлениях, а специалист не выясняет медицинский статус вопроса и не отправляет вас к врачу, в случае, если вы к нему с данной проблемой - будь то головная боль от нелюбимой работы или звон в ушах при упоминании человека, на которого вы злитесь - еще не ходили, это непрофессионал. Первый вопрос, который должен задать специалист: "А что говорит врач?". Сейчас действительно часто бывает, когда врачи, обследовав пациента, говорят ему, что нужно "искать проблему в голове", и тогда мы работаем с таким клиентом, но это всегда лишь часть комплексной терапии», - подтверждает психолог Евгения Шилова.

Кроме того, есть ряд норм профессиональной этики психологов, по соблюдению или несоблюдению которых можно судить о квалификации специалиста. Во-первых, это принцип конфиденциальности - психолог несет ответственность за сохранение информации о клиенте в тайне. Во-вторых, это бережное отношение к клиенту и забота о безопасности процесса. То есть психолог не может встречаться с клиентом в кафе или на улице, пространство должно быть безопасным, экологичным, тихим, уютным, светлым, атмосфера которого сама по себе является частью терапии.

По словам Натальи Колесник, ситуация, когда клиенты приходят от других специалистов - не редкость.

«Когда коллега понимает, что проблема клиента не в зоне его компетенции и перенаправляет к тому, кто действительно может помочь в данном конкретном случае, это одна история. Так сказать, положительный сценарий. Есть и отрицательный - когда человек имеет неудачный опыт общения с психологом. Такой человек приходит разочарованным, с недостатком доверия, с большим предубеждением, и это, конечно, осложняет дальнейшую работу. Справедливости ради стоит отметить, что вопрос тут не всегда в низкой компетенции специалиста, у нас в обществе, к сожалению, нет культуры получения психологической помощи, люди зачастую ждут всего и сразу, и могут, к примеру, сходив на прием один раз, ждать сиюминутного результата. "Я был, мне не помогло", - это фразу мы нередко слышим. При этом начинаешь выяснять, и оказывается, что сходил один-два раза и бросил. Психологическая коррекция требует от клиента в первую очередь большой внутренней работы, на которую готовы не все», - рассказывает психолог.

В целом же, все эксперты сходятся во мнении, что походы к некомпетентным психологам в лучшем случае бесполезны – как раз та история, про которую говорят: «дорого поплакать». В худшем же случае, это может быть небезопасно как для психического, так и для физического здоровья. Особенно если человек нужна в первую очередь помощь не психолога, а врача, что может распознать только специалист с базовой медицинской подготовкой. Да и деятелей, которые не лечат, а калечат, на рынке психологической помощи тоже предостаточно.

"