Posted 25 июля 2020,, 23:59

Published 25 июля 2020,, 23:59

Modified 1 сентября 2022,, 02:55

Updated 1 сентября 2022,, 02:55

По акватории мчится катерок – как в Приморье решают проблему безопасности на воде

25 июля 2020, 23:59
С наступлением летнего сезона тема безопасности на воде приобретает в Приморском крае особую актуальность. С каждым годом в регионе увеличивается количество личного морского транспорта. Часто ли ловят нарушителей на воде и как обеспечивается безопасность водного движения, разбирался корреспондент «Восток-Медиа».

Водных объектов в Приморье много, но главный – Японское море, на берега его живописных заливов и бухт летом устремляются не только местные жители, но и гости из соседних регионов.

Протяженность береговой полосы Приморского края составляет 1832 километра. В южных районах в купальный сезон почти вся она усеяна отдыхающими, чем выше на север, тем «обитаемые» пляжи встречаются реже. К отдаленным бухтам часто нет подъезда по суше, добраться туда можно лишь на катере. К тому же это намного быстрее и комфортнее. Именно поэтому личный водный транспорт в Приморье так популярен. Собственный катер или хотя бы быстроходная моторка для жителей края – это морские прогулки, отдых на безлюдных пляжах, рыбалка в любое удобное и подходящее по погоде время.

Мал, да удал

В настоящее время на учете в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Приморского края состоит порядка 40 тысяч маломерных судов. По российским нормам маломерным судном считается судно длиной не более 20 метров, массой не менее 250 кг, на котором могут находиться не более 12 человек, включая экипаж и пассажиров. Сюда входят различного рода крупные моторные лодки, катера, катамараны, яхты с мотором и без, за исключением спортивных судов – то есть тех, которые используются только для тренировок и соревнований и не эксплуатируются в качестве транспортного средства.

По данным ГИМС Приморского края ежегодно количество маломерных судов в регионе увеличивается на 1,5-2 тысячи. Примерно столько же выдается и документов на право управления маломерным судном. Получают «морские права» примерно так же, как и обычное водительское удостоверение – сначала необходимо пройти соответствующие курсы, а затем сдать экзамен, который проверяет знание правил и навыки вождения.

При этом в ведении ГИМС находится 4 категории судов – гидроциклы, маломерные суда, парусные суда и парусно-моторные суда. На каждую из этих категорий необходимо получать отдельный допуск, по аналогии с правами на управление автотранспортом категорий А, В, С и т.д.

Призрачные гонщики

По словам главного государственного инспектора Приморского края по маломерным судам, руководителя ГИМС Приморья Леонида Маковецкого, сегодня главной проблемой для инспекции являются гидроциклы. С каждым годом их становится в крае все больше и больше, а вот на учет их ставить, равно как и получать права на управление их владельцы не спешат.

«Если в случае с другими категориями судов мы можем контролировать соблюдение законодательства в части постановки на учет с помощью стоянок для маломерного флота, которые мы регулярно проверяем и которые отказывают в размещении судам без регистрации, то проследить за гидроциклами невозможно. Ведь им не нужна морская гавань, их легко транспортируют на тележках-прицепах в обычный сухопутный гараж или на автостоянку», - говорит Леонид Маковецкий.

Гидроциклы обладают большой мощностью, за счет чего налог на них выходит довольно высоким. А без регистрации его можно не платить. Так владельцы гидроциклов – в массе своей достаточно состоятельные люди – экономят, а бюджет тем временем недополучает весьма круглую сумму. Мало у кого есть и права на управление гидроциклом. При этом водный мотоцикл, как, впрочем, и сухопутный, серьезное транспортное средство, управлять которым без соответствующей подготовки опасно. Трагические случаи с участием гидроциклов в Приморье – не редкость.

Буквально на днях сотрудникам МЧС пришлось спасать мужчину возле Токаревской кошки, который перевернулся на водном мотоцикле и самостоятельно взобраться на него не смог. Несколько лет назад двое неизвестных на гидроцикле совершили наезд на аквалангиста, который скончался от полученных травм. В 2018 году в бухте Патрокл во Владивостоке водитель гидроцикла едва не задел купающегося ребёнка.

Наведение порядка в сфере эксплуатации водных мотоциклов сегодня для ГИМС Приморья одна из наиболее актуальных задач. Летом часто можно видеть, как на "водниках" гоняют на огромной скорости прямо по акватории, где купаются люди, хотя это категорически запрещено правилами. Даже спускать на воду с пляжа, открытого для купания, гидроцикл нельзя. Но вода - не автодорога, на ней нет полицейских постов, и проконтролировать недобросовестных владельцев гидроциклов сложно. Для начала это скоростное транспортное средство еще нужно догнать. Поэтому главным инструментом борьбы с незаконными «покатушками» и незарегистрированными гидроциклами для инспекторов ГИМС являются рейды и профилактические мероприятия.

«Буквально на днях проводили рейд в Находке. Мы примерно знаем места, популярные для катания. Туда и приходим, поджидаем на выходе с воды, проверяем документы. Тех, у кого их нет, или они не в порядке, штрафуем. Штрафы, к слову, довольно серьезные – от 1,5 тысяч рублей и намного выше. Ну а если все в порядке, желаем хорошего отдыха, ведь водные мотоциклы – это нормальный вид отдыха, мы ничего не имеем против, если соблюдаются все правила безопасности», - говорит Леонид Маковецкий.

Также сейчас ГИМС работает над заключением соглашения с ГИБДД. Суть его в том, чтобы ГИБДД при перевозке гидроциклов на автоприцепах запрашивало документы не только на автомобиль, но и на гидроцикл. В случае, если перевозчик предъявить их не сможет, его данные будут переданы в ГИМС, а морское транспортное средство может даже отправиться на арестплощадку.

Сигнал SOS

Что касается серьезных морских происшествий, то по словам Леонида Маковецкого, с участием маломерных судов их случается минимальное количество.

«В Приморье в целом достаточно продвинутое население в плане морского дела – много профессиональных моряков военного, торгового, рыбодобывающего флота. Это сказывается на общем уровне, поэтому серьезные морские происшествия случаются довольно редко – максимум 1-2 раза за период навигации».

Тем не менее, они все-таки случаются. Маломерными судами управляют люди, и основная причина аварий на воде – человеческий фактор.

Осенью прошлого года, под занавес малой навигации на акватории Амурского залива близ Русского острова столкнулись катер и парусная яхта. Это случилось в темное время суток, от удара борт яхты практически развалился, она затонула в течение получаса. Экипаж парусного судна из трех человек, среди которых одна женщина, целый час вплавь добирался вплавь до Токаревской кошки по оживленной судоходной акватории в полной темноте.

«Мы ориентировались на звуки дискотеки. О том, что мы находимся на судоходной акватории, и в темноте нас легко могут переехать, мы тогда просто не думали. Просто плыли к берегу. Это уже сейчас понимаем, какой опасности избежали — все равно, что в темноте идти пешком посреди скоростной трассы. Но слава богу, все обошлось. На Маяке нам помогли отдыхающие — вызвали такси и отправили домой, ведь все наши телефоны и кошельки утонули вместе с яхтой», - рассказывал сразу после происшествия владелец яхты Кирилл Давыдов (фамилия изменена по просьбе героя.

На следующий день после крушения, отойдя от первого шока Кирилл заявил о происшествии в МЧС. ГИМС занялась расследованием инцидента. На сегодняшний день оно завершено – виновными в столкновении признали как экипаж катера, так и экипаж пострадавшей яхты. На яхте нарушили правила расхождения судов на встречных курсах, а на катере не предприняли никаких действий для ухода от столкновения.

Кроме того, ни катер, ни яхта не были зарегистрированы в ГИМС. Катер незадолго до происшествия сняли с учета, навигация заканчивалась, и владельцы, очевидно, хотели сэкономить на налогах в межсезонье. Что касается яхты, то она являлась спортивным судном, и в день столкновения возвращалась с регаты. Однако возвращалась она не со всеми участниками соревнований, а отдельно и намного позже. В итоге владельцы яхты были оштрафованы на 15 тысяч рублей, а владельцы катера на 25 тысяч рублей.

«Сначала, конечно, мы негодовали на экипаж катера, ведь они по сути оставили нас в опасности, а это уголовная статья. Однако после того, как было завершено расследование, и ГИМС вынесла решение об обоюдной вине, а кроме того, выписала нам штрафы за отсутствие документов, я решил, что в деле наведения порядка и поиска справедливости нужно начинать с себя. Если бы мы были безупречны в этой ситуации, возможно, я бы обратился в милицию с заявлением об оставлении в опасности. Но учитывая, что мы сами не выполнили ряд правил, я не стал этого делать. В тот момент, когда произошло столкновение, наш капитан отвлекся, управлял яхтой неопытный рулевой, то есть я. Я допустил ошибку, на катере допустили ошибку, в итоге все могло закончиться трагедией», - говорит Кирилл Давыдов.

Море ошибок не прощает

Недаром говорят, что все правила безопасности написаны кровью. Экипаж затонувшей яхты признает, что это был хороший урок. Происшествие показало, что к управлению судном нужно подходить с максимальной ответственностью, ведь море не прощает ошибок. Однако понимают это пока далеко не все, кто встает за штурвал. В 2020 году с начала навигации, которая из-за коронавируса была открыта в этом году позже обычного – 16 мая, за различные нарушения правил движения на воде и эксплуатации маломерных судов инспекторы ГИМС составили уже более 200 протоколов.

"