Posted 27 августа 2020,, 07:05

Published 27 августа 2020,, 07:05

Modified 1 сентября 2022,, 03:23

Updated 1 сентября 2022,, 03:23

Дело тринадцати: как сегодня живут приморские чиновники, осужденные за мошенничество

Дело тринадцати: как сегодня живут приморские чиновники, осужденные за мошенничество

27 августа 2020, 07:05
Фото: Медиахолдинг1Mi
Часто федеральные СМИ говорят о том, что осужденные за коррупцию чиновники, навсегда «освистанные», изгоняются со всех должностей в связи с утратой доверия. Однако эта информация вообще не соответствует действительности. Чем сегодня занимаются люди, фигурировавшие в самом громком коррупционном деле Приморья?

Согласно информации из реестра коррупционеров госслужбы РФ во Владивостоке всего четверо «уволенных в связи с утратой доверия» — два таможенника, специалист администрации Владивостока, и сотрудник управления лесного хозяйства. Все с приставкой «бывший». Ещё тринадцать разномастных жуликов разбросаны по всему Приморскому краю. Однако в списке не хватает фамилий чиновников и руководителей, входивших в так называемую «банду Мещерякова», разбазарившую солидный кусок видной краевой недвижимости.

Напомним, в 2016 году в суде оказались тринадцать человек - руководителей различных муниципальных структур и даже вице-губернатор, которые обвинялись в продаже огромного количества муниципальной недвижимости по заниженной стоимости подконтрольным компаниям. Дело расследовалось около десяти лет, приговор по нему зачитывался неделю и насчитывал более тысячи страниц.

«Уголовка» работе не помеха

Лидеры преступной группы, получившие реальные сроки заключенияИгорь Мещеряков и Владимир Книжник до сих пор сидят за решёткой. В 2016 году суд признал Мещерякова виновным и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 12 лет в исправительной колонии строгого режима. Книжник получил чуть меньше — 11 лет. Реальные сроки заключения также получил Феликс Круч (6 лет) и Андрей Смолин (7 лет 6 месяцев).

При этом бывшие чиновники обзавелись хорошей подушкой безопасности, из которой по швам торчат лица американских президентов. Чтобы примерно представить, сколько денег увел Мещеряков со своими друзьями, достаточно вспомнить, что их подельник — депутат Законодательного собрания Юрий Степанченко, сбежавший в Америку, сделал свою дочь голливудской звездой, снимавшейся в одном фильме с Брюсом Уилиссом. Остальным подсудимым суд определил условное лишение свободы от 4 до 6 лет с различными испытательными сроками и штрафами.

Что у них осталось?

Мещеряков Игорь Львович — бывший вице-губернатор Приморского края, сидит за решёткой в темнице сухой и скорее всего комфортной. Пока муж «временно не может вести хозяйство» семейным бизнесом, по информации базы данных СПАРК-Интерфакс, заведует Алла Геннадьевна Мещерякова. Если быть точнее, она руководит двумя компаниями ООО «Андезит» и ООО «Андезит-ДВ». Директором последней является Мещеряков Роман Валерьевич, он же является директором ОАО «ЦЭТ» и совладельцем ООО «Нано Лайт» и ООО «Мансарда».

В 2018 году только компания ООО «Андезит-ДВ» принесла своим владельцам 164 648 000 рублей доходов, так что семья осужденного мошенника определённо без денег не сидит, а сам он наверняка получает в передачах чуть больше конфет и сгущенки, чем сокамерники.

Книжник Владимир Александрович — еще один осужденный чиновник, как и Мещеряков, никакими фирмами не руководит, все активы записал на жену, ныне погибшую. Четырьмя компаниями руководил и владел (полностью или совместно с женой Владимира) Книжник Яков Валерьевич. Сегодня он генеральный директор ООО «Продснаб ДВ».

Отметим, что Владимир Книжник — чиновник до мозга костей, будучи фигурантом уголовного дела, спустя четыре года после того как его махинации оказались известны общественности, он занимал пост первого заместителя главы Арсеньевского городского округа и даже раздавал интервью о будущем развитии Арсеньева. В самой администрации вспомнили Книжника и сообщили, что у них когда-то «был такой», кроме того на их сайте до сих пор сохранились пресс-релизы о деятельности Книжника. Видимо занимать должность в муниципальной администрации Приморского края можно и с политическим и с криминальным статусом, как говорится — «а был бы вором в законе, стал бы мэром законным».

Круч Феликс Викторович — по всей видимости, решил, что в Приморском крае ему больше не рады, завёл бизнес в Краснодаре — ООО «ЦО» и оказывает услуги в области бухгалтерского учета. Компания записана на Елену Круч, которая раньше вела дела с Аллой Мещеряковой и Ларисой Милютиной. Доход семьи приморских жуликов в Краснодаре за 2018 год составил 1 190 000 рублей.

Вышеупомянутая Лариса Милютина никакими компаниями не владеет, зато её родственники активно ведут бизнес на территории Приморского края. Милютин Виктор Геннадьевич и Милютин Олег Геннадьевич владеют компанией ООО «Примэкспо» вместе с производителем воды и владельцем ООО «Жемчужина Приморья» Исмаиловым Аташем Музаффаром Оглы. Последний, к слову, является родственником Нусрата Исмаилова, ведущего дела с семьёй Мещерякова. Компания Милютиных «Примэскпо» показала в 2019 году почти пятнадцать миллионов рублей доходов, так что у осужденной тоже всё должно быть неплохо.

Смолин Андрей Николаевич имеет статус действующего индивидуального предпринимателя. До 2008 года он занимал кресло руководителя КГБУ «Госнедвежимость».

Жулики на яхте

Остальные фигуранты этого сложного и резонансного дела отделались условным лишением свободы на срок от четырёх до шести лет. В принципе они ведут комфортную жизнь карикатурных коррупционеров — катаются на яхтах и ведут свой бизнес, но не все. Некоторые просто закрыли все свои компании и теперь стараются жить как обычные люди.

Александр Шиндин раньше руководил шестью юридическими лицами, но закрыл все компании около 8-10 лет назад и теперь не ведет никакого бизнеса. Согласно информации из открытых источников он является активным членом яхтенного сообщества «Семь футов» вместе с Владимиром Исаковым, о деятельности которого «Восток-Медиа» выпускало цикл расследований. В социальных сетях Шиндин периодически публикует фотографии отдыха на яхте с мотивирующими подписями.

Евгений Чеканников — бессменный директор легендарной компании «Руби Роуз», которая контролируется американским юрлицом Open Sourse LLC, появившимся в учредителях как раз в то время, когда депутат ЗС ПК Степанченко сбежал в Америку.

Также Чеканников руководит ООО «ЛК Недвижимость» и ООО «Кортино». Когда-то владел 50% компании «Концерн «Парк Групп» Виктора Суханова, но впоследствии вышел из состава совладельцев. Он единственный из всех осужденных чиновников подал иск к государству в ЕСПЧ, потому что считает, что организованная группа чиновников «уводила» муниципальную недвижимость по закону. Чеканников получил пять лет и шесть месяцев заключения условно, а также штраф в размере 250 тысяч рублей. Он был освобожден от наказания за истечением срока давности.

Елена Берштейн — владеет компанией ООО «Маджнленни». В 2014 году в компании прошли две проверки МЧС, не исключено, что это юридическое лицо, на которое просто записана какая-то недвижимость.

Четверкина Мария владелица компании ООО «ДВР Центр недвижимости» сегодня не руководит никакими юрлицами. Согласно открытым данным она оказывает адвокатские услуги в области земельных споров. Изучила, так сказать, предмет изнутри и теперь даёт исчерпывающие консультации.

Игорь Болотин — был директором ООО «Роуз», контролируемого американской компанией Open Sourse LLC. «Восток-Медиа» подробно писало о деятельности этих «американцев» в Приморье. Следов какого-то другого бизнеса у Болотина нет.

Евгений Карпов — сегодня видный приморский строитель, бывший директор ООО «Лесной квартал» и ООО «Зелёный квартал». Сидит в кресле члена совета директоров строительной фирмы «Аврора», которая подконтрольна Мадине Степанченко, супруге беглого депутата краевого Заксобрания.

Двое оставшихся фигурантов — Алексей Шпак и Петр Радаев, бывшие когда-то членами совета директоров «ЖБИ-3», сегодня ведут размеренную жизнь. У Шпака из шести осталась одна компания «Урбан». У Радаева нет видимых связей с какими-либо компаниями.

Получается, что мошенники, которые устроили во Владивостоке такой земельный переворот, что правоохранительные органы и администрация Владивостока уже десятилетие его расхлебывают, живут неплохо, по крайней мере, точно лучше, чем рядовые приморцы, в мошенничестве не уличённые. Всё также ворочают миллионами, только теперь личными, а не государственными, катаются на яхтах, владеют компаниями. Те, кто не сел за растраченную недвижимость получают неплохие деньги и живут ни в чём себе не отказывая. А тех, кто сидел, наверняка примут обратно на высокие должности, почему бы и нет? Государство не любит, как известно, разбрасываться лояльными кадрами.

"