Posted 30 июня 2018,, 10:32

Published 30 июня 2018,, 10:32

Modified 1 сентября 2022,, 03:38

Updated 1 сентября 2022,, 03:38

«Железные кони» приморских полей – хватит ли лошадиных сил

30 июня 2018, 10:32
2017 год стал особенно урожайным в России, с полей собрано свыше 134 миллионов тонн зерна. Причем еще 10 миллионов тонн урожая осталось не убрано. Это произошло, в том числе по причине недостатка сельхозтехники. Как эту проблему решают в стране и в Приморском крае, рассказывает РИА «Восток-Медиа».

По данным статистики, за четверть века парк сельхозтехники в стране сократился в шесть раз, прицепной - куда больше. Означает ли это, что отечественные аграрии вернутся к ручному труду? Удастся ли отечественным производителям сельскохозяйственной техники в обозримые роки решить эту проблему, или, как это не раз уже бывало, вся надежда на импорт?

По данным Минпромторга, в 2017 году оборот российского рынка сельскохозяйственной техники вырос почти на 17 процентов - до 177 с лишним миллиардов рублей. На отечественных поставщиков пришлось около 100 миллиардов. По типам продукции самый большой сегмент - зерноуборочные комбайны. На втором месте - тракторы. На остальную технику приходится более 73 миллиардов рублей оборота.

По мнению совладельца известного отечественного предприятия, специализирующегося на выпуске сельскохозяйственной техники, ГК «Ростсельмаш», Константина Бабкина, условия конкуренции нельзя назвать равными:

«Рынок открыт, и нам приходится конкурировать с коллегами, у которых есть и дешёвые кредиты, и поддержка экспорта и так далее. Они развиваются, а мы выживаем. Условия конкуренции очень неравные», - полагает он.

Этому предприятию в 90-х годах грозило банкротство. Но эта перспектива не испугала предпринимателя Константина Бабкина и его партнёров, которые ни приобрели контрольный пакет акций предприятия и инвестировали 50 миллионов долларов США в модернизацию производства. Предприятию удалось рассчитаться с долгами и сократить расходы. Компании пришлось отказаться от отказалась от лишних активов и части персонала, почти в два раза сократить основную производственную площадку. Но эти шаги принесли положительный результат – в наши дни «Ростсельмаш» является крупнейшим производителем агротехники в стране.

«За пять лет мы изменили в два раза: количество техники, которую мы закупаем из-за рубежа и которую наши производители делают. В этом году мы должны достичь 66 %, а в 2021 году – 80 %», - рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

«В сегменте зерноуборочных комбайнов нам удалось занять 70 % рынка России, и у нас активно растёт экспорт. Но вот трактор классической компоновки - без ломающейся рамы, большие задние колёса, передние маленькие - это большой сегмент рынка, нам там предстоит завоевать авторитет и увеличить его. Тот же самый «Джон Дир» занимает гораздо больший сегмент рынка, чем мы. Белорусы здесь тоже сильны», - уточнил Константин Бабкин.

Ростсельмаш в настоящее время выпускает целую линейку уборочных комбайнов. Есть модель для ухоженных высокоурожайных полей. Есть - для качественной уборки в любых условиях. Имеется модель малого класса - для небольших хозяйств. С 2009 года компания переносит в Россию производство тракторов из Канады. Но полностью локализована пока одна модель.

«Наиболее востребованная для российского рынка модель трактора выпускается здесь. В Виннипеге при этом мы её с производства сняли. В планах у нас ещё открытие нескольких моделей локализованных по производству», - уточнил директор департамента маркетинга ГК «Ростсельмаш» Прохор Дармов.

В этот году сборочное производство сельхозтехники открылось и в Приморском крае. Это производство налажено в рамках соглашения о сотрудничестве, которое подписали глава Андрей Тарасенко и генеральный директор ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» Валерий Мальцев. Соглашением предусмотрена отверточная сборка зерноуборочных комбайнов «VEKTOR», тракторов «VERSATILE», жаток и косилок.

Как рассказали в краевом департаменте сельского хозяйства и продовольствия, сейчас специалисты ООО «Дальневосточный Автоцентр», расположенного в селе Михайловка, собирают две модели комбайнов – «Вектор-450» и «Вектор-410».

«Всего в этом году планируется собрать и продать приморским аграриям более 30 комбайнов и четырёх тракторов»

– пояснили в ведомстве, добавив, что при увеличении спроса у сельхозпроизводителей, сборка машин может быть увеличена.

Кроме того, на уровне администрации Приморского края в начале текущего прошли переговоры с представителями холдинга «АМКОДОР» – одного из ведущих предприятий по производству специальной техники в Белоруссии и странах СНГ, на которых обсуждалась возможность реализации аналогичного проекта – организации сборочного производства сельхозтехники в Приморье. Однако на данный момент, судя по всему, этот проект не продвинулся дальше стадии переговоров.

В Германии на 1000 гектаров пашни приходится 64 трактора, в США — 25, в Канаде - 16. Даже у наших соседей белорусов — 9. В России же всего 3. Плюс два комбайна на 1000 гектаров посевов. Это не может отвечать потребностям отечественных аграриев.

По словам Сергея Катырина, согласно экспертным оценкам только на зерноуборочные комбайны и трактора нужно около 1,5 триллиона рублей, чтобы достаточно обновить парки. И это речь только о двух классах селхозтехники. В 2017 году Минпромторг России принял стратегию развития сельхозмашиностроения до 2030 года. Конечная цель - выпускать в стране продукции почти на 300 миллиардов рублей, треть из этого экспортировать. Содержит документ и меры поддержки. Но её будут сокращать вслед за ростом доли отечественной техники на рынке.

К примеру, сегодня при покупке российского трактора фермер может рассчитывать на скидку в 15 процентов от цены. Разницу производителю возместит государство. К 2021 году планируют сократить размер скидки - до пяти процентов от стоимости техники. Игроки рынка с этим в корне не согласны. Их поддерживает Торгово-промышленная палата России.

«Поддерживать надо, пока возможность есть и пока мы не наберём полную уверенность, что мы заменили убывающую устаревшую технику и обеспечены на 80% своей техникой. То есть, мы в этом плане импортонезависимы. Я бы посмотрел, как будет складываться ситуация по 21 году, а потом бы говорил про сокращение», - считает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

"