Posted 16 января 2021,, 01:05

Published 16 января 2021,, 01:05

Modified 1 сентября 2022,, 04:05

Updated 1 сентября 2022,, 04:05

«Наш Адольф Васильевич»: Пушкинский театр готовит необычный театральный проект

16 января 2021, 01:05
Пушкинский театр готовит премьеру необычного театрального проекта — спектакля «Даттан. Преданность и предательство» (16+), показы которого пройдут 13 и 27 февраля.

— Началом проекта стало известие о том, что Международный союз немецкой культуры объявил о конкурсе грантов по теме «Российские немцы в авангарде будущего — 2020», — рассказывает Александр Вовненко, директор Пушкинского театра ДВФУ. — Тогда мне в голову пришла идея, которую я обсудил с историком, краеведом Вячеславом Савруевым. В итоге он взялся написать пьесу, а я подал заявку на грант. И мы его получили — из 44 заявок было выбрано организаторами 20 проектов в сфере образования, культуры и искусства, спорта и издательского дела, в том числе наш.

Главную и единственную роль в спектакле исполнит заслуженный артист России Евгений Вейгель, актер театра имени Горького. Постановка посвящена жизни Адольфа Даттана и его роли в истории Дальнего Востока России.

Александр Иванович, почему из всех этнических немцев, внесших немалый вклад в развитие Владивостока, был выбран именно Даттан?

— Конечно, есть немало имен, в том числе немецких, во Владивостоке, которые без преувеличения отцы-основатели города. Но судьба Даттана из-за тех драматических коллизий, которые в ней были, наиболее ярка, что ли. Адольф Даттан приехал во Владивосток в 20 лет. Начал свою службу в компании двух «Кунст и Альберс» в должности простого бухгалтера. Но талант, предприимчивость, старание были оценены, и он стал партнером и управляющим. Высочайше ему были пожалованы титул статского советника (чин генеральский) и потомственное дворянство.

Усилиями Адольфа Даттана по всему Дальнему Востоку и не только появились магазины фирмы — от Санкт-Петербурга до Нагасаки и Харбина.

Если взять и посчитать во Владивостоке те здания, которые являются памятниками таланту, уму и доброй воли Адольфа Васильевича, то окажется, что он ушел далеко вперед от многих других немцев, внесших вклад в развитие Владивостока. Это и ГУМ, и дом Даттана, и Восточный институт…

И перед нами возникает уникальный сплав успешного предпринимателя и человека, который хотел сделать Владивосток лучше.

Он видел себя постоянным жителем Владивостока, не временщиком, приехавшим заработать и потом вернуться «в цивилизацию». Сегодня бы сказали — урвать бабла и свалить. Нет, он осознавал себя ответственным за это место, где жил он сам, где жили его дети…

Кстати, я понимаю тех моих коллег, которые прилагают максимум усилий, чтобы связать с Владивостоком имя Юла Бриннера. Но на мой взгляд, имя Адольфа Даттана важнее. Как пример того, что если не заниматься меценатством, просветительством, благотворительностью, то век спустя о тебе никто и не вспомнит.

В каком жанре будет решен спектакль?

— Когда мы только готовили проект для подачи на грант, я видел всю эту историю как моноспектакль и вообще не думал, что там нужен режиссер. Но когда Евгений Вейгель прочитал полученную литературную основу, он сказал, что режиссер в любом случае необходим. И так возник Сергей Руденок, который отчасти переосмыслил пьесу Вячеслава Савруева, адаптировал его к сценической версии.

С точки зрения сценографии постановка будет решена в стильном минимализме, я бы сказал, будет использовано множество аудио и видеоматериалов, я и очень благодарен музею истории Дальнего Востока имени Арсеньева, его главному хранителю Максиму Якупову, которые щедро поделились с нами своим фотоархивом, связанным с Даттаном и фирмой «Кунст и Альберс». Мне очень хочется, чтобы разговор о Даттане не превратился в лекцию, нечто научно-назидательное, чтобы это был творческий, художественный рассказ.

К слову, о лекциях. В преддверии премьеры — 31 января, 7 и 14 февраля в Пушкинском театре одна из ведущих экскурсоводов Владивостока Татьяна Фоменко проведет встречи с рассказом об олигархах старого Владивостока, тем самым мы предлагаем нашим зрителям погрузиться в исторический, фактологический контекст.

Вообще я хочу для молодого поколения, для школьников устроить нечто вроде театральных уроков, которые вернули бы им эти имена: Янковские, Бриннеры, Даттан, Линдгольм… Ведь для ребят, и это очень печально, все это терра инкогнита. В школах нет уроков регионального краеведения, увы. Мало того, многие из нынешних подростков не знают, к примеру, кто такой Постышев, всю жизнь прожив на улице Постышева… Уверен, эту ситуацию нужно менять. Пусть старшеклассники знают, кто построил дом, где расположена «Zara», в которую они ходят за шмотьем…

"