Posted 30 апреля 2017,, 11:47

Published 30 апреля 2017,, 11:47

Modified 14 декабря 2023,, 16:04

Updated 14 декабря 2023,, 16:04

Виктор Шалай: Арсеньев – гений места для Приморья

30 апреля 2017, 11:47
Директор краевого музея рассказал о сегодняшней стратегии работы с публикой

Приморский государственный объединённый музей имени Арсеньева в последние годы развивается настолько динамично, что в 2016 году наряду с Третьяковской галереей и тремя другими московскими музеями вошёл в лонг-лист премии The Art Newspaper Russia. Также РИА «Восток-Медиа» рассказывало, что директор музея Виктор Шалай в марте 2017 года стал лауреатом президентской премии, которую получил за сохранение и популяризацию исторического и культурного наследия и создание современных музейных экспозиций.

В интервью РИА «Восток-Медиа» Виктор Алексеевич рассказал, что сегодня находится в фокусе внимания его команды и как музей строит свои отношения с коллегами из других регионов, спонсорами и посетителями.

- Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных проектах, осуществлённых музеем Арсеньева в 2016 году.

- Из очевидных успехов, которых мы достигли в экспозиционно-выставочной работе за прошлый год, хотелось бы выделить проект «Открытые морские залы: Тихоокеанское время». Этот проект с 23 сентября действует в музее Города на улице Петра Великого, 6. Он имеет довольно необычный ракурс: повествуя о жизни людей у моря и их работе в море, акцент экспозиция делает не на героизации труда рыбаков, не на промышленных показателях, а на том, что испытывают эти люди. Как они переживают разлуки и встречи, какой у них ритм жизни, какие привычки и обычаи. Можно назвать это понимающей визуальной социологией. Это довольно необычно для краеведческих музеев, издавна существовавших в качестве неких пантеонов, но это современно сегодня для музейного мира в широком смысле. Ракурс внимания музеев понемногу смещается от героизированных личностей к так называемому «маленькому человеку». Героями музейных рассказов всё чаще становятся простые люди, не совершившие подвигов, но проживающие свою жизнь, каждый - особенную. Музеи внимательно смотрят на обычного человека и пытаются говорить о реальности языком его воспоминаний и впечатлений. На самом деле это довольно сложно – гораздо проще вывесить портретную галерею заслуженных личностей и рассказать истории их подвигов. Мы же в экспозиции «Тихоокеанское время» попытались разговорить простых людей о том, как они ждали отцов из рейсов или провожали в море своих матерей… Мы с коллегами очень гордимся этим проектом, реализованным при грантовой поддержке Российского фонда культуры.

- Какие музейные проекты из ранее реализованных продолжаются и в 2017 году?

- Ещё один проект, начатый в 2016 году, мы повторим в нынешнем и следующем, и далее планируем повторять до 2020-го. Это проект «Коллекционируя Россию», он направлен на развитие взаимодействия с другими региональными музеями, в основном из западной части страны. Эти музеи обладают ценнейшими коллекциями, собранными задолго до освоения Дальнего Востока. И мы хотим показывать их на нашей площадке ежегодно в режиме 2-3-х месячных гастролей. Год назад мы представляли коллекцию русской национальной одежды, быта и декоративно-прикладного искусства XVII-XIX веков из Муромского историко-художественного музея. В этом году к нам приедет удивительная коллекция деревянной религиозной скульптуры «Пермские боги» из Пермской художественной галереи. Это отдельная уникальная страница русского культурного наследия, повествующая о смешении языческих и христианских традиций у северных народов. На Дальнем Востоке, где музеи появились намного позже, чем в европейской части России, просто нет подобных экспозиций. Оказавшись в Москве или Санкт-Петербурге, наши земляки, конечно, идут в Третьяковскую галерею и Эрмитаж, но вот в Перми или Муроме, например, мало кто бывал или побывает в перспективе. Цель проекта «Коллекционируя Россию», поддержанного Благотворительным фондом В. Потанина, - показать приморцам и приезжим туристам ту часть самобытной российской культуры, которая на Дальнем Востоке не присутствует. Всего планируется пять выставок – по одной ежегодно. Там будет Палех, будет ивановский текстиль и другие интересные коллекции.

- Какие задачи сейчас решает музей в плане реализации новых инициатив?

- Мы с коллегами размышляем о музеефикации как минимум трёх больших тем, а значит, о появлении в городе новых музейных площадок. Первый – это Морской музей, о котором мы уже заявляли ранее, и над созданием которого наш коллектив уже трудится довольно долго, хотя результаты этой работы пока и не представлены публике. В дальнейшем мы планируем сотрудничать и с музеем ТОФ, и с музеем МГУ имени Невельского – поскольку очевидно, что в Морском музее должна присутствовать и история военного флота, и история морского образования на Дальнем Востоке.

Вторая тема, о которой мы намерены говорить языком музейных экспозиций, - это дальневосточная литература. За последние 25 лет накопилось довольно много материалов – открытых заново, привезённых из-за границы – они позволяют создать постоянную экспозицию в камерном пространстве. Там могут быть представлены не только очевидные герои приморской литературы Фадеев и Арсеньев, но и авторы периода эмиграции.

И, конечно, музей в доме Элеоноры Прей в Почтовом переулке, который будет рассказывать о повседневной жизни простых горожан довоенного Владивостока.

- В каких общероссийских конкурсах принял участие музей в 2016 году и примет ли в нынешнем?

- Мы активно работаем с грантовыми программами. Могу сказать, что в стране не так уж много музеев, которые могут похвастаться таким количеством побед в общероссийских грантовых конкурсах, как Приморский музей. С начала года мы уже приняли участие в ежегодном конкурсе Благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» - и выиграли пятый по счёту грант. В номинации «Открытая коллекция» победила наша коллега Анжелика Петрук с проектом «"Страна Удэхе". Утраченная рукопись». Речь идёт об исчезнувшей последней книге Владимира Арсеньева. Это был многосотстраничный труд, рукопись которого исчезла при аресте Маргариты Николаевны Арсеньевой. Проект посвящён не только потерянной рукописи, но в целом драматичным страницам жизни знаменитого этнографа. Арсеньев – персона для Приморья знаковая, большего «гения места» у нас просто нет. Думаю, нам следует заново набирать темпы арсеньеведения и рассказывать об этом герое подрастающим поколениям как можно больше. Этот человек внёс огромный вклад в археологию, этнографию, литературу и даже музейное дело Дальнего Востока. Им интересно любоваться, это действительно величина, большая удача для города. Мы планируем также обновить экспозицию в мемориальном доме-музее Арсеньева – но пока трудно сказать, получится это сделать в этом или в следующем году.

- Готовите ли вы нечто особенной к майской Ночи музеев?

- Конечно, когда мы с коллегами формируем план-сетку на год, мы стараемся встроить в неё нечто особенное, приурочив к Ночи музеев, когда в залы гарантированно придёт большое количество людей. Но сегодня мы больше думаем о комфорте и безопасности посетителей, нежели о том, чем их удивить. Файр-шоу и аниматоры – это не совсем музей, музей – это прежде всего коллекции. А Ночь музеев – некая игра. Мы готовы удивлять человека, если у него сформирован на это запрос, связанный с историей его семьи, например. Но специально организовывать в этот вечер развлечения, мало имеющие отношение к музею, считаем неправильным.

- Какую стратегию развития выбирает музей Арсеньева на ближайшие 2-3 года?

- Мы ставим перед собой амбициозные задачи, чтобы не стоять на месте. Вот за этим столом мы определяем стратегию своего развития на ближайшие годы . Мы стараемся развиваться в разных направлениях – делать более современной экспозиционную работу, развивать фандрайзинг, организовывать крупные мероприятия. Например, в сентябре при поддержке фонда Благотворительного фонда В.Потанина мы проводим региональную музейную конференцию, куда пригласим руководителей и сотрудников из соседних регионов и множества музеев Приморья: из Находки, Спасска, Дальнегорска… Ценность этой конференции – в создании коммуникативной площадки, где муниципальные и региональные музеи могли бы обсудить актуальные вопросы их деятельности, дефициты бюджетов и поиски решения таких проблем. На этой конференции выступят около 18 спикеров из различных региональных музеев то есть, это будет такая очень серьёзная «инъекция» экспертных знаний. На конференции мы будем говорить о том, что даже в самых сложных социально-экономических условиях музеям можно развиваться, и нужно это делать.

"