Posted 1 января 2021, 23:09
Published 1 января 2021, 23:09
Modified 1 сентября 2022, 03:08
Updated 1 сентября 2022, 03:08
Оказавшись в этих местах, не можешь отделаться от ощущения диссонанса, вызванного соседством богатых коттеджных поселков и современных жилых комплексов с навевающими тоску руинами советской эпохи. Причем, соседство это весьма причудливое – новая жизнь и тлен прошлого чередуются и перемешиваются, не имея видимых границ. Вот «Гринпарк» и «Анютинские дачи» с добротными коттеджами, элегантными таунхаусами, элитными малоэтажными домами, припаркованными рядом дорогими машинами, ухоженной территорией, детскими площадками и тому подобным, а вот – заброшенный пустырь, заросший лесом, остатки ржавого забора бывшего пионерского лагеря и множество различных артефактов «советской цивилизации», которые внезапно возникают перед вами в самых неожиданных местах.
Зона посещения
Сегодня Садгород – территория, которая притягивает две категории людей. Первая – состоятельные горожане, которые поселились здесь вдали от городского шума в собственных домах или закрытых поселках с малоэтажной застройкой и обособленной инфраструктурой. Вторая – молодежь, увлекающаяся так называемым индустриальным туризмом - путешествиями по заброшенным объектам или в простонародье «заброшкам». Кто-то делает это из краеведческого интереса, кто-то из любопытства, кто-то ради оригинальных кадров для социальных сетей, а кто-то – ради всего этого сразу.
Людей с подобным хобби еще называют «сталкерами» - в честь главного героя одноименного фильма по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», который пробирался в охраняемую аномальную зону, возникшую после посещения инопланетян, и добывал там различные артефакты.
Самой популярным местом для сталкеров на постсоветском пространстве является зона отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС. И неудивительно, что Садгород притягивает приверженцев этого хобби – местные пейзажи местами действительно напоминают кадры из Припяти. Здесь также не покидает ощущение, что люди внезапно снялись с насиженного места, бросив все прямо среди бела дня.
Былое величие
На самом деле это не так. Район Садгорода приходил в упадок постепенно, на протяжении десятилетий. Этот процесс начался в 90-ых, когда остановились производства, которым принадлежало большинство курортных объектов в этих местах. Знаменитый пионерский лагерь «Ритм», например, относился к крупнейшему на Дальнем Востоке оборонному заводу «Дальприбор». Недалеко от него был еще один лагерь – «Юность», который принадлежал 178-му судоремонтному заводу. Здесь же были «Авиатор» и «Пограничник», где отдыхали дети военных, и другие центры отдыха.
Какие-то из них забросили раньше – еще на рубеже веков, в каких-то детский смех звучал еще 10 лет назад. От некоторых уже практически не осталось следов, а те, которые еще не до основания разрушены, превратились в идеальную фактуру для съемок фантастических триллеров и прочих ужастиков.
Кстати, некогда суперсовременный дальприборовский «Ритм» стал одной из локаций для съемок первого владивостокского художественного фильма, вышедшего на большие экраны. "Проект: Панацея» - Фильм в жанре зомби-апокалипсиса увидел свет в 2013 году, тогда строения заброшенного лагеря еще существовали.
Сегодня же от «Ритма» остался только огромный пустырь на холмах. Не осталось и следа от знаменитой конусообразной столовой – весьма небанального архитектурного сооружения. Снаружи оно напоминало одновременно и вьетнамскую шляпу, и НЛО, за что и получило негласное прозвище «летающая тарелка». Внутри здание было не менее интересным – на первом уровне располагалась непосредственно столовая, а сверху, на огромных цепях к конусообразному куполу был подвешен круглый танцпол, где проводились дискотеки.
Многие приморцы наведываются сюда вспомнить счастливое детство. Но уезжают, увы, не с чувством светлой ностальгии, а с ощущением потери и печалью в сердце.
«Отец работал на «Дальприборе», много раз отдыхала в этом лагере в детстве. И в межсезонье приезжала с родителями, завод устраивал для своих сотрудников, как бы это сейчас назвали, корпоративные семейные выезды. Столовая правда была каким-то чудом архитектуры. В ней охватывало ощущение какой-то нереальности, как будто в будущее попал. Да и в целом лагерь был очень комфортным и современным по тем временам», - рассказывает жительница Владивостока Алина Керимова.
«Сегодня ездили туда, все заросло и почти не осталось следов, я рыдала. Мне очень грустно, что все развалено», - а это комментарий уже о другом пионерском лагере, и подобных отзывов в социальных сетях масса.
Всесоюзная «заброшка»
Однако самым интересным на сегодня заброшенным объектом Садгорода является бывшая всесоюзная здравница – санаторий-грязелечебница «Садгород». Будь он в строю, через год с небольшим ему бы исполнилось ровно 100 лет. Еще в начале 20 века было открыто месторождение лечебных грязей в заливе Угловом, а позже в 1922 году здесь был основан курорт «Садгород». Во время войны он выполнял функцию военно-морского госпиталя, а с послевоенных времен вплоть до начала 90-ых годов развивался как всесоюзная здравница, предлагавшая в том числе уникальный комплекс методик восстановления для спинальников. Были здесь все условия для комфортного лечения и отдыха – бассейн, собственный кинотеатр, корпус для приема ванн, свой пляж, а также пирс для судов, добывающих лечебную грязь.
Одна из версий причин краха столь масштабного курортного проекта, к слову, заключается в ухудшении качества той самой лечебной грязи из-за строительства пивзавода в районе Весенней. Возможно, это сыграло свою роль, но вряд ли главную. В период системных кризисов удержать на плаву гигантов всегда сложнее – тем более, таких затратных как огромный санаторий всесоюзного значения. Канули в прошлое профсоюзные путевки, авиабилеты на Дальний Восток в конце 90-ых – начале нулевых были не по карману обычным россиянам, а нуворишам санаторий во Владивостоке был в качестве места проведения отпуска неинтересен, тем более, что это время совпало с открытием границ и возможностью свободно путешествовать по миру. Не выручила здравницу и местная публика, во все времена составлявшая лишь часть ее целевой аудитории.
Санаторий обанкротился и был распродан по частям. Еще несколько лет назад его отдельные корпуса находились под охраной. Сегодня оставлены и они. Каким-то осколкам «Садгорода» повезло, их выкупили и продолжают эксплуатировать в другом качестве. Так, в одном из старых корпусов сейчас располагается частная школа. Некоторые объекты, например, корпус, к которому примыкает сцена и концертная площадка, находятся на закрытой территории, где явно есть какая-то жизнь. Огорожен чем-то вроде забора и старый фонтан. Однако к большинству остатков былой роскоши доступ не ограничен. На тихом уютном пляжике расположились не самые уютные, но пользующиеся спросом у любителей пожарить шашлыки на берегу беседки и мангальные зоны. Можно здесь прогуляться и по остаткам небольшой санаторной набережной. Правда, делать это стоит очень осторожно, поскольку велик риск сломать ногу, провалившись в дыру в асфальте.
Что дальше?
Постепенно территории бывших пионерлагерей занимают частные коттеджи и жилые комплексы. Участок, где раньше находился «Ритм» сейчас имеет назначение «индивидуальное жилищное строительство», которое, к слову, уже вовсю ведется рядом с лагерным пустырем. Наверняка подобная участь ждет и другие местные «заброшки» - земля в пригороде Владивостока дорожает с каждым годом.
Между тем местные жители всерьез обеспокоены состоянием инфраструктуры. Недавно «Восток-Медиа» писало о том, что эта проблема обсуждалась на собрании жителей, в котором приняли участие приняли спикер Законодательного Собрания Александр Ролик, председатель Думы Владивостока Андрей Брик и глава города Олег Гуменюк. Территория активно застраивается, а дороги и пешеходные зоны здесь все еще из прошлого века. Люди жалуются на разбитую проезжую часть, отсутствие ливневой канализации, тротуаров и нормальных остановочных пунктов. Затронули на собрании и тему заброшенных строений, которые, по мнению, местных жителей создают угрозу безопасности, привлекая разных сомнительных посетителей. И речь здесь отнюдь не о безобидных сталкерах.