Posted 2 августа 2021, 00:13

Published 2 августа 2021, 00:13

Modified 1 сентября 2022, 03:00

Updated 1 сентября 2022, 03:00

Красная зона на кону, депутаты — всё (но это неточно): о главном в политике Приморья

2 августа 2021, 00:13
«Время собирать камни» — именно так можно описать минувшую неделю в политике Приморья.

Внутриполитический блок краевого правительства получил предупреждение за разжигание междоусобных войн, Константин Шестаков избавился от приставки «врио», а депутаты краевого Заксобрания провели последнее заседание в рамках шестого созыва, чтобы уже в сентябре вновь усесться в привычные кресла. Подробнее — в еженедельном обзоре ИА «ВостокМедиа».

Элитные депутаты

Шестой созыв Законодательного Собрания Приморья провёл последнее заседание и закончил свою работу. В памяти потомков пока что ещё действующий депутатский корпус останется самым невзрачным, несмотря на то, что именно на его долю выпал самый политически неспокойный период в современной истории Приморья.

Шестой созыв избирали при губернаторе Владимире Миклушевском. Представителям внутриполитического блока того времени, несмотря на то, что их действия критикуют до сих пор, удалось сформировать максимально лоялистский депутатский корпус. В 2017-м на смену Миклушевскому пришёл Андрей Тарасенко, которому так и не суждено было избавиться от приставки «врио». Уже в 2018-м губернаторские выборы выиграл Олег Кожемяко. Пожалуй, именно работа с тремя губернаторами стала главным отличием текущего созыва от их предшественников и преемников. В стремлении выстроить эффективную (причём, для себя, а не для избирателей) систему работы, парламентарии утратили какую-либо самость и возможность влиять на политические процессы, окончательно превратившись лишь в рычаг давления в руках элитариев, которые стоят за их спинами.

По сути, вся деятельность парламента свелась к тому, чтобы принимать законы, подготовленные органами исполнительной власти. Действительно заметные инициативы, подготовленные самими депутатами, можно пересчитать по пальцам одной руки. И если депутатов предыдущего созыва было принято ругать за бесконечное выделение денег на достройку злополучных гостиниц Hyatt, то их «наследников» не за что даже пожурить.

В текущем электоральном цикле большинство депутатов шестого созыва намерены сохранить свои мандаты. При этом пул кандидатов, которые планируют пройти в Заксобрание в этом году, вполне можно «раскидать» на конкретные элитные группы, которые стоят за их спинами и финансируют кампании. В текущей политической обстановке органам исполнительной власти остаётся лишь договориться с самими элитариями об условиях сотрудничества.

Лишь отдельных депутатов можно назвать достаточно самостоятельными: у них есть для этого необходимый финансовый ресурс и влияние на контролируемой ими территории.

«Красная зона» и кто за ней стоит

Аналитики коммуникационной группы «Минченко Консалтинг» отнесли Олега Кожемяко в группу губернаторов «с низкой политической устойчивостью». Причиной эксперты называют развернувшийся «острый внутриэлитный конфликт», скандальные праймериз «Единой России» и отставку Олега Гуменюка с поста мэра Владивостока.

В текущей ситуации, когда медиа-поле переполнено, а в Telegram через день появляются рассуждения об отставке того или иного главы региона, всерьёз воспринимать доклад команды Евгения Минченко достаточно сложно. Во-первых, подобные сообщения могут быть инспирированы отдельными финансово-промышленными группами. Во-вторых, как показывает практика, скандалы в СМИ и блогосфере не сильно сказываются на позициях глав регионов. По крайней мере, на орден они точно могут рассчитывать.

Вместе с тем, доклад Минченко получил широкое освещение в СМИ, в том числе — и федеральных. Для Кожемяко и его команды это стало своеобразным сигналом того, что пора бы сворачивать междоусобицы и начинать заниматься делом.

Однако в краевом правительстве резонанс от случившегося посчитали столь масштабным, что в полемику с Минченко решил вступить Олег Кожемяко. На «прямой линии» глава региона заявил, что внимания на такие вещи не обращает (ну да, конечно) и в целом считает их инспирированными отдельными группами влияния. Комментируя эпизод про противостояния с элитами, он намекнул, что считает представителей региональных ФПГ бизнесменами, который «хотят повлиять на ситуацию для достижения своих каких-либо целей».

«Нам эти интересанты известны, мы их знаем и знаем их слабые стороны, это определенная группа лиц, которая в предыдущие годы, в силу где-то бездействия власти, где-то ангажированности, приобрели себе множественные объекты имущественные, какие-то дела были по ним. И сегодня пытаются продвинуть те или иные проекты. Если встречаются препятствия - там начинается работа в прессе», — сказал Кожемяко.

Тут стоит учитывать, что Евгений Минченко близок к Кремлю. И то, что в подконтрольных ему ресурсах выходят подобные доклады, может свидетельствовать и о сигналах из администрации президента, что гораздо серьёзнее привычных региональных междоусобиц.

Шестаков без «врио»

Интрига последних недель разрешилась. На этой неделе депутаты Думы Владивостока сделали невероятно сложный выбор: победителем конкурса на должность мэра Владивостока стал Константин Шестаков.

В сторону иронию, иного результата, конечно же, никто не ожидал. Разыгранная властями сценка под названием «Собеседование с кандидатами» лишь добавила абсурда происходящему: претенденты на кресло мэра пытались всерьёз рассуждать о своих действиях в должности градоначальника, будто действительно надеясь, что депутаты и комиссия их поддержат.

Беззубость городских властей и стремление Олега Кожемяко полностью контролировать работу мэрии Владивостока уже вышли ему боком: все недочёты Олега Гуменюка на посту градоначальника аукались Олегу Николаевичу. Ему же приходилось регулярно тушить пожары, возникающие из-за ошибок Гуменюка. Не факт, что с Шестаковым ситуация поменяется. С другой стороны, вряд ли самостоятельный игрок решится побороться за пост мэра Владивостока. Всё же попасть в тюрьму и лишиться всего нажитого никому не хочется.

Константин Шестаков в своей работе намерен делать большой акцент на соцсети и коммуникацию с горожанами. Однако его стремление лично реагировать на многие проблемные посты в том же Facebook уже сейчас кажется довольно странным: всё же мэр должен заниматься работой, а не сидеть в соцсетях, в ручном режиме отслеживая очередные, не всегда разумные, недовольства. Тем более, по его инициативе создан центр управления муниципалитетом, который как раз и должен собирать публичные жалобы горожан.

С одной стороны, Шестаков, видимо, помнит о промахах своего предшественника: Олег Гуменюк совсем не умел в публичность, что в итоге его и подвело. С другой, всё хорошо в меру. Ситуация, когда градоначальник в ручном режиме отрабатывает все проблемы скорее указывает на беспомощность его администрации, неспособную самостоятельно ликвидировать имеющиеся сложности.

Назначение Константина Шестакова, тем не менее, многие восприняли достаточно комплиментарно. Но текущая благожелательность вполне может выйти боком Константину Владимировичу: чем выше ожидания, тем яростнее критика, которая может обрушиться на него в случае неудач. А разгребать ошибки своего протеже вновь придётся Олегу Кожемяко.