Posted 4 ноября 2020,, 06:51

Published 4 ноября 2020,, 06:51

Modified 1 сентября 2022,, 04:05

Updated 1 сентября 2022,, 04:05

Где во Владивостоке самый зацелованный книжный шкаф?

4 ноября 2020, 06:51
Общественные книжные шкафы давно уже заняли место в разных районах столицы ДФО, стали привычными и даже — необходимыми. Один из таких шкафов — его еще называют «есенинским», установленный рядом с Приморской краевой публичной библиотекой имени Горького, недавно отметил свой первый юбилей — пятилетие.

Вообще-то — если говорить строго официально — к шкафу библиотека имени Горького никакого отношения не имеет, установлен он был по инициативе и под патронажем общественной организации «Патриоты Приморья». Но разве могут работники «книжкиного дома» оставить без пригляда, без присмотра такое место — тем более в двух шагах от библиотеки? Конечно, нет. Вот и получилось, что живет «есенинский» все эти пять лет под любящим приглядом людей с горячим сердцем, неравнодушных…

— С самого начала почему-то так вышло, что именно мы, наш отдел, стали негласно отвечать за шкаф, — говорит Елена Фальчик, заведующая отделом обработки литературы и каталогов Приморской краевой публичной библиотеки имени Горького. — Может быть, дело в том, что я не раз высказывала идею создать в библиотеке бук-кроссинг, может, еще в чем, но факт остается фактом — он под нашим крылом.

Мы за шкафом приглядываем неофициально — но от души. Вытираем пыль на полках. Перебираем книги — чтобы в два ряда не стояли, часть уносим, потом, когда полка пустеет, возвращаем. Да и на содержание смотрим, знаете, уже не раз случалось, что на полках появлялась, скажем так, нежелательного содержания литература.

Летом моем стекла. Кроме того, у нашего шкафа есть меценаты — например, Павел Минаев, он мастер на все руки, именно он покрыл шкаф водоотталкивающим лаком, именно ему мы звоним, если вдруг дверцы перестают открываться-закрываться.

Кстати, на сайте бук-кроссинга наш шкаф зарегистрирован как «Многоуважаемый». Еще как только его поставили, мы заказали специальные печати бук-кроссинга, которыми помечаем книги в шкафу и которые потом помогают отслеживать географию перемещений книг. Например, кто-то увез пару изданий в Париж — возможно, брал с собой в путешествие, и там оставил в таком же шкафу общественном. А мы получили об этом известие на сайте… Из стран ЮВА часто приходят уведомления, что наши книги там встречаются.

Елена Анатольевна сразу уточняет: все до единой книжки на полках «есенинского» — не из фонда библиотеки. Только те, что приносят горожане. Краевая библиотека никогда ничего своего туда не ставила — у нее просто нет права так распоряжаться фондами.

— А приносят книги постоянно, — улыбается Алла Антошеня, сотрудник отдела обработки литературы и каталогов Приморской краевой публичной библиотеки имени Горького. — Вот в минувший понедельник приходим — а все скамейки и сам шкаф буквально заставлены книгами в два ряда. Охранник говорит: приехали на машине, выгрузили. Мы долго разбирали… Только разобрали — приехала женщина с двумя огромными сумками, плачет: у родителей осталась огромная библиотека, но не только художественная, а профессиональная литература. И расставаться, говорит, тяжело, и хранить столько книг негде… Привезла нам.

— Когда привозят такие большие объемы, мы внимательно смотрим, что там, иногда берем книги и направляем в край, делаем подборки, — говорит Елена Фальчик. — Бывают просто невероятные случаи. Одним из постоянных посетителей шкафа был военный, преподаватель из кадетского училища. Он всегда выбирал книги о войне, мемуары полководцев, причем только издания до 1990 года, говорил, что примеры настоящего патриотизма есть только там. И вот однажды позвонил нам мужчина, сказал, что от родителей осталось много военных мемуаров, энциклопедий, можно ли такое привезти в шкаф — и привез. Мы сразу же отложили это для преподавателя. Он очень благодарил, забрал все.

Елена и Алла рассказывают: в день к шкафу приходит до 120 человек (он под прицелом видеокамеры, да и из зала каталогов отлично виден, посчитали как-то ради интереса). Причем приносят книги и берут почитать с одинаковой частотой.

— Мы даже некоторых постоянных читателей знаем, знакомимся, — рассказывает Алла Антошеня. — Частенько бывает, что люди сами заходят в библиотеку, называют себя, оставляют телефон, потому что ищут конкретное издание и просят позвонить, если вдруг кто-то его принесет.

Вот кстати, посмотрите в окно. Видите, две женщины перебирают книги? Одна из них два года назад, когда в нашем шкафу пьяный ночью разбил стекло, принесла 500 рублей и оставила на вахте со словами: я хочу, чтобы обязательно починили, этот шкаф — светлый островок в жизни, пусть он будет.

— Да это не просто светлый островок, у нас же шкаф самый зацелованный в городе, — смеется Елена Фальчик, — на нем же портрет Есенина — и вот несколько раз было, что подходили люди и целовали портрет. Видимо, нежно любят творчество поэта.

Летом у нас здесь цветы, тенек, приятный такой уголок, кто-то даже просто на скамейке читает. Многие берут книги по пути в поликлинику, тут как раз рядом. Пока ждать приема — почитают. Бывает, что в конце учебного года приходят школьники и мамы — со списками литературы на лето. И не в библиотеку, а к шкафу.

Конечно, в истории «есенинского» было всякое. Поначалу «предприимчивые» граждане повадились было забирать из шкафа книги и торговать ими на блошиных рынках.

— А если книги подмокнут под дождем, несли обратно — с плесенью, с грибком. Знаете, как это для книг и шкафа опасно! — говорит Елена Фальчик. — Пару раз было, когда вечером, в сумерках подъезжала машина, выходили вполне приличного вида мужчины — и прямо полками грузили книги в багажник. Куда, зачем… Надеемся, что на благое дело людям понадобилось.

Библиотекари рассказывают: случается, что сразу становится ясно: среди принесенного — редкая книга. Такие сразу официально оформляются в фонд библиотеки.

— Какую литературу чаще приносят? Самую разную! — говорит Алла Антошеня. — Классическую литературу, русскую классику. Детективы, любовные романы… Мемуары, специальная литература — собственно, на полках этого шкафа побывало все. Менее всего популярны книги по сериалам — помните, в конце прошлого века было модно издавать всякие там «Изгнание из Эдема», «Возвращение в Эдем», «Санта-Барбару»? Вот такое фактически никогда не берут…

Возле «есенинского» книжного шкафа жизнь бурлит. Библиотекари вспоминают: и ночью, бывает, темно, а возле шкафа стоят люди с фонариком или телефоном подсвечивают — и перебирают книги. Или другой пример — когда тайфун «Майсак» был, ветром лавочки гоняло по площадке перед библиотекой — а у шкафа стояли люди и выбирали книги!

— Дети любят прибегать сюда, — говорит Алла Антошеня, — и не столько выбирать книги, потому что детскую литературу приносят редко, очень редко, — а вот передвигать книги на полках, переставлять, рассматривать… Нередко бомжи — видно, что люди вне социума — приходят, читают прямо на лавочке у шкафа.

И даже в период самоизоляции шкаф не скучал, за книгами приходили регулярно, нам охранники рассказывали!

А иногда и забавные случаи бывают. Как-то приходим, а кто-то на полках книги по цвету обложек расставил. Красные с красными и так далее…

Бывает, говорят сотрудницы библиотеки, что в шкафу оставляли не только книги. Иногда там среди старых томиков обнаруживаются личные дневники, фотографии прошлого века — видно, что попали сюда вместе с литературой, следы чьей-то завершившейся жизни. И это очень грустно… А подчас в шкафу оставляют игрушки. Самые разные. И их разбирают. Когда «есенинский» только открылся, кто-то поставил на верхнюю полку рукодельную фигурку ангела-хранителя. Несколько месяцев он там простоял, пока кто-то не забрал… Несколько раз приносили и оставляли обувь в довольно приличном виде. — Мы, правда, стараемся такого не допускать, книжный шкаф — не место благотворительных раздач всякой всячины, — говорит Елена Фальчик. — А как-то, правда, давно, вскоре после открытия шкафа, внутри обнаружился кулек с шоколадными конфетами.

Шкаф вписался в городскую историю — он уже не раз становился частью городских квестов, забавных фотосессий. Задача у шкафа с самого начала была одна: чтобы люди читали, чтобы не забывали про бумажную книгу. Считаю, что он ее не просто выполняет, а перевыполняет. Ну, а мы помогаем.

"