Posted 7 февраля 2020, 02:52
Published 7 февраля 2020, 02:52
Modified 1 сентября 2022, 02:53
Updated 1 сентября 2022, 02:53
Участники рынка международных грузоперевозок подтверждают, что на данный момент как такового запрета на ввоз грузов из Китая нет. Ограничительные меры в пунктах пропуска на российско-китайской границе касаются в первую очередь пассажирского сообщения.
Грузовые направления в пунктах пропуска на российско-китайской границе в зоне ответственности ДВТУ официально открылись после каникул с 1–2 февраля, таможенные органы готовы были оформлять декларации, однако грузов не было из-за китайского нового года. А с 3 февраля грузы через границу пошли в обоих направлениях.
Тем временем, говорить о том, что грузы из Китая пойдут привычным потоком, пока рано. Об этом рассказал корреспонденту «Восток-Медиа» директор таможенно-логистической группы «Байкал» Николай Токуренов.
«Формально никаких ограничений на ввоз грузов из Китая нет. Однако еще несколько дней назад было непонятно, как будет принимать грузы российская сторона. Сейчас объявлено, что грузы на ввоз пойдут. У нас как раз подошла фура с овощами, подаем документы. Что касается основного потока груза, то здесь вопросы остаются. В первую очередь из-за карантина в Китае. Не только фабрики и перевозчики, но и представители государственных структур пока находятся на каникулах. А ведь оформить груз сначала необходимо на китайской стороне», Николай Токуренов.
Как отмечают участники рынка международных грузоперевозок, эпидемия коронавируса совпала с периодом каникул по случаю китайского нового года. Это совпадение спасло ситуацию от коллапса на границе. Традиционно деловая активность в КНР замирает за неделю-другую до начала праздников и возобновляется после окончания длительных выходных. На момент введения ограничительных мер в пунктах пропуска было затишье, связанное с тем, что отправки грузов из Китая закончились еще в середине января. Если бы эпидемия вспыхнула во время, когда логистические процессы идут в штатном режиме, и заставила бы власти принимать ограничительные меры, в пунктах пропуска застряли бы сотни тонн груза, а перевозчики и таможенные брокеры вынуждены были бы решать со своими партнерами вопросы, связанные со срывом сроков выполнения контрактов.
Длительные китайские праздники ежегодно сказываются на объемах российско-китайского грузооборота в зимние месяцы. Однако бизнес учитывает это и относится к потерям как к плановым. В этом году китайские каникулы сильно затягиваются — на сегодняшний день они продлены до 8 февраля, при этом далеко не факт, что китайские компании по окончании этого срока возобновят работу. А стало быть, убытки для сферы международной торговли и логистики неизбежны. По многим жителям Приморья это ударит прямо, ведь логистическая отрасль — один из основных сегментов экономики региона, в котором занято большое количество местного населения.
Вместе с тем, внешнеэкономическая деятельность — далеко не единственная сфера, которая пострадает от вспышки коронавируса. Кризис в Китае ударит по экономике Приморья в целом. Как, впрочем, и по всей российской и мировой экономике.
«Китай уже сократил потребление энергоресурсов. Из-за чего цена на мировом рынке на них падает. А состояние российской экономики напрямую связано с ценой на нефть. От китайского импорта зависит не только потребительский рынок, но и большинство производств, которые заказывают в КНР сырье и комплектующие. Сейчас многие производства окажутся в вынужденном простое. К сожалению, мы не сделали выводов из урока 2014 года. Когда были введены санкции, много говорилось о том, что они пойдут на пользу развитию внутреннего производства. Были разработаны целые программы импортозамещения. Сегодня, спустя 6 лет, мы отчетливо видим, что полного импортозамещения не произошло — мы по-прежнему во многом зависим от внешнего рынка. И основным нашим партнером на нем является как раз Китай», — говорит доктор экономических наук Александр Латкин.
Первое, что ощутили на себе приморцы после начала введения карантинных мер — это дефицит и резкое подорожание некоторых видов овощей и фруктов. Эта категория товаров представлена на прилавках региона в основном китайской продукцией. На сегодняшний день аграрный сектор Приморья не покрывает потребность региона в овощах продуктами собственного производства. Нельзя забывать также, что в сельском хозяйстве края традиционно занято большое количество работников из Китая. Обычно примерно в это время они оформляют документы для работы в Приморье и готовятся приехать к весне, то в этом году их въезд в страну под угрозой.
Однако сильнее всего пострадает туристическая отрасль, которая уже несет огромные убытки. Рейсы и туры в Китай отменены вплоть до конца марта.
«Туроператорам приходится возвращать деньги за приобретенные ранее туры. Это серьезный удар. Целое направление, которое занимает в весомую долю, оказалось в простое минимум на два месяца. И не факт, что найдутся такие туристы, которые не побоятся покупать путевки на последующие периоды — и даже не из-за коронавируса как такового, а из-за риска срыва поездки. Потери несет и ресторанный, гостиничный и торговый бизнесы Приморья, которые лишились китайских гостей и их денег. Это большой сегмент в структуре их доходов, заполнить который кем-то другим в одночасье не получится», Александр Латкин.
При этом эксперт уверен, что организационный потенциал Китая так высок, что позволит в довольно короткое время справиться со вспышкой опасной болезни. Китайцы уже сегодня демонстрируют серьезные успехи в борьбе с коронавирусом. При этом нынешняя эпидемия — не первая в Поднебесной. Опыт преодоления подобных кризисов у Китая есть. И это дает возможность предполагать, что последствия для экономики торговых партнеров КНР будут хоть и ощутимыми, но не сокрушительными.
Уповают на это также приморские рестораторы и отельеры. Сейчас, в период низкого сезона, большого провала в доходах отрасль гостеприимства пока не ощутила. Однако, если к весне туристы из Поднебесной не вернутся во Владивосток, последствия могут быть самыми серьезными, а для многих компаний даже фатальными.
«Да, снижение китайского турпотока кафе, рестораны и гостиницы Владивостока ощутили. Если еще лет пять назад новый год по восточному календарю жители Китая стремились встретить в кругу семьи и редко выезжали за границу, то в последние годы наблюдается обратная тенденция. Молодое поколение активно путешествует в этот период. В новогодние праздники есть наплыв туристов. Но, увы, не в этом году. И это первые наши потери от коронавируса. В целом же зимой мы живем по большей части за счет прошлого лета. Поэтому проблему в полном объеме пока не ощутили. Сейчас главное, чтобы все наладилось к началу нового туристического сезона, а он стартует уже в начале марта. Если эпидемия в Китае продлится дольше, то удар для отрасли будет очень сильным», — прокомментировал глава Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров Роман Иванищев.
Как подчеркнул эксперт, на протяжении как минимум пяти последних лет предприятия сферы гостеприимства вкладывали много сил и средств для привлечения китайских туристов — обучали гидов, адаптировали инфраструктуру для гостей из Поднебесной, разрабатывали блюда, тематические мероприятия, маршруты и т. д. Чтобы переориентироваться, потребуются новые вложения. Но где их взять, а главное — на кого переориентироваться? Ответов на эти вопросы у представителей сферы HoReCa нет.