Posted 11 марта 2019,, 05:43

Published 11 марта 2019,, 05:43

Modified 1 сентября 2022,, 02:52

Updated 1 сентября 2022,, 02:52

Политические игры Ишаева тормозят развитие Хабаровского края?

11 марта 2019, 05:43
Эксперты отмечают признаки политической неблагонадёжности Виктора Ишаева для Кремля и рост его «токсичности» для местных элит, сообщает РИА «Восток-Медиа».

Виктор Иванович Ишаев — персона в российской политике легендарная, политический тяжеловес и долгожитель, добившийся внушительного роста и без того вполне успешной карьеры, доктор наук, профессор и академик, губернатор, полпред президента, министр — это всё о нем. А также теневой «хозяин» региона, которого до сих пор зовут «Папой» даже в публикациях местных СМИ, режиссёр закулисных пьес и кукловод публичных политиков, дядька Черномор, не раз выходивший сухим из воды вместе со своей «дружиной».

В конце минувшего года, по окончании очередной успешной политической интриги с продвижением Сергея Фургала на место губернатора края вместо «отбившегося от рук» Вячеслава Шпорта, Виктор Иванович готовился было уже почивать на заслуженных лаврах. И даже презентовал общественности свой очередной эпохальный труд, книгу мемуаров «Пути пройденного никто у нас не отберёт», собрав на презентации аншлаг благодарных читателей и почитателей всех его талантов. Увы: в их числе не оказалось никого из тех, кто не стоит регулировщиком на политических путях, дорожках и тропах.

Причина очевидна: в администрации президента России не оценили тонкой игры на региональных выборах, когда из «тёмной лошадки» депутата ГД от ЛДПР внезапно сделали фаворита, заполучившего заветный приз. Кремлю такой триумфатор был категорически не нужен. Дело даже не в поражении кандидата от «партии власти» — к представителям «системной оппозиции», тем паче ЛДПР, во внутриполитическом блоке кремлевской администрации относятся вполне лояльно — а в том, что к руководству важным регионом был приведён совершенно не готовый к этой роли человек.

Выгода Виктора Ишаева в этом случае понятна: лишившись формальной власти в субъекте Федерации, который он давно воспринимал как вотчину или, если угодно, свое «удельное княжество», взять через пять лет реванш — сделав губернатором своего ставленника и наделив реальной властью своих людей в его правительстве, было очень привлекательно для «Папы» Хабаровского края. Но стратегическая политическая ситуация на Дальнем Востоке России в данном историческом периоде была Ишаевым оценена не верно. Поэтому его план, реализованный с изяществом слона в посудной лавке, на уровне кремлевских башен восприняли достаточно критически.

Что и не удивительно: в момент, когда глава государства ведёт сложнейшие переговоры с крупнейшими игроками АТР, удерживая баланс в отношениях с Китаем, Японией, обеими Кореями на фоне активности «заклятого друга» Дональда Трампа, действующего в этом же направлении, в стратегически важном субъекте Дальневосточного федерального округа власть переходит в руки совершенно непонятного лица с неопределёнными перспективами. И кому за это сказать большое кремлевское спасибо? Правильно — Виктору Ишаеву!

Первый звонок прозвучал ещё в октябре прошлого года, когда Виктора Ивановича попросили освободить место советника в ранге вице-президента Роснефти — синекуру, предоставленную ему в 2013 году после увольнения с поста главы Минвостокразвития и полпреда президента в ДФО. Уволен Ишаев был указом Владимира Путина за пассивную позицию властей ДФО в борьбе со стихией, мощнейшим наводнением в бассейне Амура. Но тогда речь шла о стихийном бедствии и Виктору Ишаеву его управленческие ляпы фактически простили: видимо, с учётом почтенного возраста, былых заслуг и авторитета в регионе. А в случае со «стихийным» воздействием Ишаева на ключевой политический процесс и отношение к нему оказалось другим: его «пройденный путь» никто, конечно, отбирать не станет, но дальнейшее движение перекроют обязательно. Что уже и происходит.

Важнейшим показателем для региональных политических элит Российской Федерации была и остается «системность», понимание «правил игры» и безоговорочная готовность их соблюдать, во всем и всегда. Начинающим и перспективным игрокам на этом поле ещё могут простить их оплошности — при условии деятельного раскаяния, — но не таким «зубрам» как Виктор Ишаев, который при всём желании не может оправдаться «неведением, что творит». Тем более, что, даже получив вполне внятный сигнал от Кремля в ответ на интриги с избранием Сергея Фургала, Виктор Ишаев не отступил от запущенного им процесса и продолжил процесс внедрения в правительство Хабаровского края своих людей. Включая персон, скомпрометированных не только перед всеведущими спецслужбами, но и в публичном пространстве.

Эти действия окончательно выводят Виктора Ишаева в «несистемные», как «нарушителя конвенции». Отношение к нему самому и его «команде» будет соответствующим: федеральный центр даст «добро» и силовые структуры на месте примутся за ставленников «Папы» всерьёз. Примером тому может служить задержание в феврале текущего года влиятельного бизнесмена из Хабаровского района, директора Корфовского каменного карьера и десятка других компаний Дмитрия Левина, который вознамерился «решить вопрос» с районными депутатами о назначении по конкурсу главы администрации района в пользу своего приятеля, депутата краевой Законодательной думы Егора Калинина, протеже и бывшего главы этого района Владимира Алешко — тоже из числа «ишаевской когорты». Но попытка подкупа депутатов лишь привела Левина с Калининым под уголовное дело по статье 141 УК РФ, первый теперь под домашним арестом, а второй на подписке о невыезде. А сигнал для политических и деловых кругов получился совершенно однозначным — «Папины» методы решения политических вопросов больше не работают.

Более того, судя по тому, что скрипучая государственная машина ещё только набирает обороты, в «ишаевской» команде Сергея Фургала уже идёт «тихая паника». Которая, вероятно, будет лишь нарастать по мере того, как эту самую команду начнут прочёсывать правоохранительным гребнем. Так как в аппарате краевого правительства уже сейчас работают люди с вполне известным прошлым, то проблем с их «зачисткой» в нужный момент у ФСБ и МВД не возникнет. Тот же процесс может коснуться и бизнеса, на активы которого в новой команде стали посматривать, потирая руки. Но ведь если «Папа» не сможет обеспечить своим новым ставленникам ожидаемой ими неприкосновенности и вседозволенности, лишившись её сам, то как бы эти руки вскоре не оказались в стальных браслетах? Наиболее дальновидные это понимают, предпочитая держаться в стороне, в том числе отказываясь от заманчивых с виду должностей. И вряд ли у Виктора Ишаева получится в этот раз загрести жар чужими руками, как он привык это делать в прошлом.

"