Posted 12 августа 2017, 10:00
Published 12 августа 2017, 10:00
Modified 1 сентября 2022, 05:41
Updated 1 сентября 2022, 05:41
В первые выходные августа во Владивостоке прошёл 5-й, юбилейный международный музыкальный фестиваль V-ROX. За три насыщенных дня на главной сцене набережной Спортивной гавани выступили группы из 11 стран, фестиваль принял более 300 гостей – это музыканты, промоутеры, журналисты, общественные деятели, художники, меломаны из разных стран и городов. РИА «Восток-Медиа» попыталось проследить истоки фестиваля, его взлёты, падения и выяснить перспективы.
За 5 лет существования шоу-кейс фестиваль V-ROX ассимилировал в себя практически все мыслимые развлекательные и потребительские сферы: кинопоказы, мастер-классы, лекции, уличные маркеты, спортивные мероприятия и, конечно, концерты. В общей сложности более 200 групп - российских и зарубежных – выступили перед приморским слушателем. Примечательно, что один из первых Vladivostok Rock’s (именно так его изначально называли сами организаторы, позже отказавшись от длинной словесной конструкции) выпала честь открыть хабаровским музыкантам из группы One Thousand Yeat.
Тогда ребята играли на сцене под названием «Улетай» - у фонтана на набережной Спортивной гавани. Стоит оговориться, что количество сценических площадок «Вирокса» динамически менялось год от года. В 2013-м город даже выделял под фестиваль центральную площадь. Позже главное музыкальное событие приморской столицы окончательно закрепилось на набережной, избрав центральной площадкой зону у океанариума.
Интересной особенностью каждого V-ROX стала своеобразная «дисперсия» повестки фестиваля – по небольшим и даже совсем маленьким, но всё же знаковым площадкам города. Речь идёт о барах и клубах, с которыми фестиваль заключал соглашения и продвигал приезжих звёзд и артистов из Азии, США, Новой Зеландии и Ближнего Востока. Кроме того, основатель этого действа, Илья Лагутенко, с самого первого дня проведения международного шоу-кейса считал, что благодаря комплексной программе «Вирокса» «можно говорить о том, что фестиваль выходит за рамки локального городского события, и смело ставить Владивосток на карту мирового музыкального бизнеса».
Однако и в бочке шоу-кейсового мёда не обойтись без ложки дёгтя. В первый год количество больших площадок с грандиозным размахом, светом и аппаратурой было максимальным (4 сцены в разных местах города). В следующие два года «Вирокс» стабильно удерживал показатель в три площадки – на Спортивной набережной. Однако последний V-ROX встретил горожан лишь одной, пусть и довольно большой, площадкой. Да и количество баров и клубов, работающих в связке с «Вироксом», в 2017-м оказалось минимальным.
Пиковые показатели фестиваля пришлись на 2015 год – тогда в нём приняло участие более 300 человек. Музыканты, саунд-продюсеры, менеджеры, звукоинженеры и «агенты лейблов» - все варились в общей музыкальной «каше». Кстати, именно в тот год фестиваль открыл для себя ещё одну форматную ипостась – ярмарку CREATIVESPOT. Тогда фестивальный V-ROX-маркет вызвал большой интерес у гостей Владивостока. К тому же с этого года фестиваль начали преследовать тайфуны, в том году «Вирокс» преследовал тайфун «Гони» и даже уничтожил в ночь перед открытием одну из площадок шоу-кейса.
«Я считаю, что в 2015-м был лучший «Вирокс». По всем «фронтам» было интересно – было много площадок, как клубных, так и центральных. Можно было затеряться в буйстве впечатлений, так необходимых владивостокской публике. Особенно запомнились хедлайнеры – тогда это была группа из Великобритании Echotape, взорвавшая мозги всем нам», - поделился с корреспондентом «Восток-Медиа» своей точкой зрения участник фестиваля «Вирокс» в 2014 году (группа «Острова») Дмитрий Колесников.
Стоит отметить, что изначальной задачей Ильи Лагутенко было не столько создание уникальной музыкальной программы или наполнение культурно-развлекательной повестки. Суть шоу-кейсов на Западе и в странах АТР, где музыкальный бизнес, так уж сложилось, на голову выше, чем на Дальнем Востоке России, заключается во взаимодействии промоутерских организаций, посольств, местных административных органов и представителями «закулисья». Речь идёт о тур-менеджерах групп, которые подмечают для себя новые таланты. Так, группа из Владивостока So What, отыграв на самом первом «Вироксе», позже получила приглашение в Корею. И это – не единственный пример реального «толка» фестиваля не как разовой, а как стартовой площадки для музыкальной карьеры приморского артиста.
«Большинство групп из российской периферии ошибочно полагают, что если они переберутся в западную часть России и, быть может, переберутся в Европу… По большому счёту они считают, что именно там и только там происходит весь шоу-бизнес. И что если они там появятся, то всё вдруг само собой начнёт развиваться очень быстро, и все их будут любить, носить на руках. Но на самом-то деле нужно начинать отсюда, с Владивостока», - поделился своей точкой зрения менеджер группы Starcardigan, закрывавшей последний V-ROX 2017 своей шоу-программой, Павел Лопатин.
И всё же за 5 лет фестиваль не только выжил, но и сумел адаптироваться к постоянно меняющимся реалиям, в том числе экономическим. Главным ориентиром международной кузницы музыкальных кадров стала Азия с её многогранным и динамическим рынком музыкальных и шоу-продуктов.
«Чему мы научились за пять лет фестиваля «Рок Владивостока»? Выстраивать интересные и разнообразные по жанрам и географии музыкальные программы, аналогов которым в стране нет. Мы поняли, как возможно связать воедино музыку, кино, моду, гастрономию, спорт, экологию и при этом сконцентрироваться исключительно на локальных продуктах и интересах. Я вижу развитие фестиваля в том, чтобы V-ROX из городского праздника на набережной трансформировался в целую сеть творческих лабораторий на базе разных городских площадок, готовых быть открытыми всем неравнодушным горожанам и каждому гостю. Это всё та же непрекращающаяся мечта о Владивостоке 3000», - подытожил основатель фестиваля, лидер владивостокской группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко.