Posted 12 сентября 2019, 05:06

Published 12 сентября 2019, 05:06

Modified 1 сентября 2022, 03:46

Updated 1 сентября 2022, 03:46

Обратная сторона аквакультуры: чего ждать приморцам от «морских огородов»

12 сентября 2019, 05:06
В последние годы развитие аквакультуры стало одним из заметных трендов в рыбном хозяйстве, в том числе и на Дальнем Востоке. Власти уже рапортуют о первых успехах, а жители Приморья видят своими глазами всё больше «морских огородов» в прибрежных бухтах, сообщает РИА «Восток-Медиа».

В ходе пятого Восточного экономического форума, прошедшего во Владивостоке в начале сентября, были озвучены следующие данные: в 2017–2018 годах на Дальнем Востоке пользователям предоставлено более 45 тысяч гектаров морской акватории. Объем выращенной продукции по итогам прошлого года составил 13,2 тысячи тонн, что в 10 раз превышает показатели 2016 года. Введен в эксплуатацию интернет-сервис по определению границ рыбоводных участков с последующим проведением аукционов aquavostok.ru.

Кстати, отметим, что речь идет именно о выращенной продукции, а не о поставленной потребителю. Другими словами, значительная часть тех самых тысяч тонн урожая морских огородов пока остаётся в море.

Братья навек

В ходе тематических мероприятий форума неоднократно и с большим энтузиазмом говорилось об иностранных инвесторах, в частности, об инвесторах из КНР, которые проявляют активные интерес к приморской аквакультуре, а некоторые уже и участвуют в этом бизнесе. Например, речь идёт о группе компаний «Гиперион», 50 процентов которой, по данным СПАРК-Интерфакс, принадлежит китайскому бизнесмену Лю Сюйшену.

Известно, что в Китае аквакультура широко развита, и по объёмам продукции многократно превосходит скромные урожаи приморских «морских огородников». Тем не менее, не смотря на малые, если не сказать мизерные, по сравнению с теми же «китайскими товарищами», объёмы, приморская продукция аквакультуры пользуется особым спросом на международном рынке в первую очередь из-за её экологической чистоты.

А вот у китайской аквакультуры, по имеющимся данным, с этим не всё так хорошо. По мнению некоторых экспертов, китайские аквакультурные продукты, далеко не всегда могут похвастаться экологической чистотой. И у таких экспертов есть подозрения, что вместе с китайскими инвестициями в приморскую аквакультуру могут прийти и опасные китайские технологии.

«Китайский бизнес интересует, прежде всего, прибыль. При этом китайское законодательство, в отличие от нашего, не запрещает использовать химические препараты в аквакультуре. Китайские методики выращивания, например, трепанга, с целью получения быстрой отдачи, подразумевают использование препаратов подкормки и гормонов, что прямо запрещается нашим законодательством. Имеющиеся российские технологии подразумевают использование подкормки на основе водорослей, то есть эти подкормки полностью природные, а китайские методики подразумевают „химию“, которая, в свою очередь подразумевают бурный рост продукции», — рассказал председатель «Ассоциации марикультурных организаций Приморского края» Вадим Лихачёв.

Такую точку зрения разделяют не все эксперты в этой области. Так, по мнению руководителя Центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов Национального научного центра морской биологии ДВО РАН кандидата биологических наук Сергея Масленникова, проблема, о которой идёт речь, была актуальна лет пятнадцать назад, причем не только в странах Азии, но и в Европе. С тех пор принят ряд международных норм, ограничивающих применение опасной «химии» в аквакультуре, и «грязные» технологии там уже не применяются.

«Давайте рассуждать логически — продукцию приморских аквакультурных хозяйств на международном рынке ценят как раз за экологическую чистоту. Если предположить, что в результате применения неких „грязных“ технологий приморская аквакультурная продукция потеряет это конкурентное преимущество, то спрос на неё сразу упадёт. Это не выгодно бизнесу. К тому же, торговые сети просто не примут продукцию без соответствующих сертификатов. Что касается китайских технологий, то именно у китайцев сейчас есть, чему поучиться, поскольку они накопили хороший опыт в этом вопросе», — считает Масленников.

В словах обоих экспертов есть один общий момент, а именно, отсылки к различным правовым нормам, ограничивающим применение опасных технологий в аквакультуре. Так, российский закон «Об органической продукции» предъявляет повышенные требования к экологической чистоте продукции аквакультуры. Таким образом, можно сделать вывод, что надеяться в вопросе сохранения экологической чистоты приморских вод можно на соблюдение российского законодательства.

Особо охраняемые воды

Кстати, не так давно в Приморье были приняты поправки в региональный закон «Об особо охраняемых природных территориях Приморского края», которые предусматривают механизм ликвидации таких территорий. Этот закон вызвал значительный общественный резонанс. Известно, что в число региональных ООПТ входят и некоторые морские акватории.

В ходе обсуждения проблем аквакультуры на полях ВЭФ заместитель руководителя Росрыболовства Пётр Савчук озвучил планы увеличения в обозримом будущем площадей дальневосточных «морских огородов» до 100 тысяч гектаров. В том числе, 25 тысяч гектаров, планируемых «под аквакультуру», в настоящее время находится в границах региональных ООПТ. Пока не понятно, планируется ли вывести акватории из статуса особо охраняемых, что позволяют недавно принятые поправки в закон, или решить вопрос как-то иначе.

«В региональном законе прописана норма о проведении исследований на эту тему, в случае желания изменить статус особо охраняемой природной территории. С нашей точки зрения, это должно проходить согласно процедуре государственной экологической экспертизы. Только она может дать окончательный ответ, насколько безопасна эта идея. Кроме того, с нашей точки зрения, если речь идёт о памятниках природы, то нет необходимости выводить из их границ какую-то территорию, поскольку можно изменить сам режим, закон тоже позволяет это сделать. Но в законе предусмотрена процедура, к которой должны привлекаться эксперты, общественность, подготовлены оценки и обоснования. Если она будет соблюдена, то уже в ходе этой процедуры можно будет говорить о степени воздействия и принимать окончательное решение», — прокомментировал директор Амурского филиала WWF России Пётр Осипов.

Рыбаки без моря

Согласно федеральному закону «О любительском рыболовстве», который вступает в силу с 1 января 2020 года, любительское рыболовство запрещается осуществлять на водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры, за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры. Проще говоря, если участок предоставлен в обособленное пользование, то арендатор вправе запретить там любительскую рыбалку.

Если зайти на упомянутый выше ресурс aquavostok.ru, то можно своими глазами увидеть, сколько прибрежных акваторий в Приморском крае закрашено красным цветом, то есть, выделено «под аквакультуру». При этом, значительная часть из них предоставлена в обособленное пользование. Часть этих акваторий находится в районах, где приморцы традиционно отдыхают и рыбачат. Пока ситуацию в целом сложно назвать критической, но тенденция явно тревожная. Особенно, учитывая планы Росрыболовства увеличить площадь «аквакультурных» акваторий, а также некоторые инициативы участников рынка.

Например, в ходе тематической секции ВЭФ прозвучало предложение укрупнять существующие аквакультурные участки путём расширения их границ, в том числе проводить границы не по географическим координатам, а по контуру береговой линии. Таким образом, запретное для любительской рыбалки море может начинаться не в нескольких сотнях метрах от берега, а прямо в полосе прибоя.

Пока это только частное предложение, и для его реализации потребуются многочисленные согласования, в том числе и муниципалитетами. Присутствовавший на обсуждении директор департамент рыбного хозяйства и водных биологических Приморского края Сергей Наставшев рассказал, что при определении границ аквакультурных участков учитывается позиция местных властей.

«В комиссию по формированию участков мы всегда включаем представителей муниципалитетов, которые могут сказать „там нельзя, там у нас любительское рыболовство, а там у нас рекреационная зона“. Это всегда учитывается и участки сдвигаются, либо дальше в море, либо по побережью», — рассказал он.

Подпишитесь