Posted 13 декабря 2018, 03:38
Published 13 декабря 2018, 03:38
Modified 1 сентября 2022, 03:35
Updated 1 сентября 2022, 03:35
Однако экологические проблемы всё-таки есть: это угольная пыль в портах, Находке, Владивостоке, поселках Врангель и Посьет; это и хищническая вырубка тайги, включая кедр, дуб, липу служащие кормовой базой для таежных обитателей и медоносных пчел; это паводки рек после ливневых дождей в тайфуны, в том числе и по причине вырубки леса; это и загрязнение Владивостока и других городов автомобильными выхлопными газами и дымом котельных; а к тому же — загрязнение моря неочищенными сбросами канализационных вод и разливами нефтепродуктов.
Все эти проблемы насчитывают не один год своего существования. Но до их радикального решения у властей обычно не «доходили руки», не хватало то возможности, то желания что-либо менять. В лучшем случае применяли формальный подход: проверки и копеечные штрафы нарушителям, отписки — заявителям. И только с приходом в Приморский край нового врио главы региона ситуация стала меняться.
Буквально со второй недели работы в качестве врио губернатора Приморья Олег Кожемяко заявил, обсуждая тему загрязнения городов-портов пылью от перевалки угля, объем которой существенно вырос в последние годы:
«Нужно ввести правило «двух ключей», при котором заключение договоров аренды причалов будет идти с участием собственника и с участием региона… Здесь надо решать, и я, безусловно, в ближайшее время с Дмитрием Анатольевичем Медведевым буду встречаться по этому вопросу. Нужно сделать так, чтобы субъект участвовал в заключении договоров аренды хотя бы по правилу «двух ключей», либо передать эти причалы в собственность субъекта», — цитировало Олега Кожемяко ТАСС в начале октября нынешнего года.
Ранее, как известно, ещё бывший врио губернатора Андрей Тарасенко заключал со стивидорными компаниями соглашение о мерах экологической защиты от угольной пыли, стивидоры обязались направить более 1,5 миллиардов рублей за три года на экологические мероприятия.
«Разработан комплекс мероприятий, дорожная карта для всех стивидорских компаний, особенно это важно для Находкинского городского округа. Объем средств — 1,7 миллиардов рублей, из них порядка 840 миллионов освоено, где-то строятся пылезащитные сетки, где-то пушки, где-то приобретается специальная техника. Но не все компании выполняют это условия по графику. Поэтому я попросил соответствующие структуры, Министерство природных ресурсов и другие надзорные органы проверить выполнение… графика и выписать соответствующие предписания», — заявил Олег Кожемяко в ноябре, после очередного совещания под председательством полпреда Юрия Трутнева.
А вскоре, посетив лично Находку, где встречался и с жителями города, и с руководителями стивидорных компаний, врио губернатора принялся уже за радикальные меры: потребовал запретить перевозку угля самосвалами по территории города, разработать и ввести для перевалки угля экологический сбор в пользу муниципальных бюджетов. В отношении стивидоров он тогда высказался жестко и ясно:
«Вы 6 лет здесь работаете, зарабатываете неплохие деньги, не могли продумать защитные меры?! Или считаете, что около 1% налогов, которые вы в бюджет города перечисляете, достаточно?! Вы за кого людей держите?! Не хотите работать по-другому, я найду другие рычаги воздействия», — цитировала Кожемяко «Приморская газета».
Именно такой, жесткий, но по существу и с полной конкретикой в решениях, подход к проблемам, делает работу врио губернатора и его команды более эффективной, по сравнению с работой предыдущих администраций края.
Такой же подход с заранее проработанными предложениями, аргументами и цифрами расчетов, был применен Олегом Кожемяко непосредственно при визите в Приморье главы Минприроды РФ Дмитрия Кобылкина. Речь зашла об упрощении процедуры согласований при выполнении работ по расчистке русел рек от бурелома и мусора после паводков — до сих пор одни только согласования и экспертизы проектов занимали месяцы, а то и годы. Олег Кожемяко поставил вопрос так, что министр не просто согласился с ним, но и поблагодарил за исчерпывающую информацию о проблеме, актуальной не только для Приморья, но и для многих других регионов страны. В итоге, министр дал поручения оперативно подготовить поправки в федеральное законодательство, включая Водный и Лесной кодексы РФ. А результатом этих встреч и переговоров врио губернатора с федеральными чиновниками стало то, что уже сейчас ведутся работы по расчистке русла и берегов рек в Яковлевском районе Приморского края и впредь такие работы во всем крае будут делаться оперативно.
Этот же визит главы Минприроды России был использован новой командой краевой администрации для решения проблемы, о которой давно твердили пчеловоды: вырубки липы. Еще накануне визита министра администрацией были подготовлены и направлены в Рослесхоз предложения о расширении защищенных от вырубки зон, свыше 48 тысяч гектаров, где растет липа и куда во время медосбора вывозят пасеки краевые пчеловоды. Рослесхоз издал на тот момент соответствующий ведомственный приказ, а с министром врио губернатора обговаривал уже возможности серьезного расширения таких защищенных зон произрастания липы — и тоже получил одобрение своих предложений. Доказав тем самым, что застарелые проблемы можно решать — если делать это энергично и продуманно.
Кроме вышеназванных действий и предпринятых мер, в зачет нынешней команде администрации можно поставить и проведенные проверки порядка использования сельхозугодий арендаторами из Китая. На загрязнение ими сельхозугодий, такими как сливы гербицидов, нечистот, свалки бытового мусора и запахивание в землю полиэтиленовой пленки Олегу Кожемяко, во время одной из его поездок по краю и встреч ч жителями, пожаловались в Михайловском районе. Реакция последовала незамедлительно:
«Направить Росприроднадзор, Россельхознадзор на проверку... Если там применяются какие-то гербициды или другие запрещенные средства обработки, расторгнуть договор и запретить использование. Все, горячий привет!» — ответил аграриям врио губернатора.
И проверки тут же последовали, выявив ряд серьезных нарушений в Октябрьском, Ханкайском районах и под Уссурийском. Компании, управлявшиеся гражданами КНР, в одном случае сливали на поле отходы птицефабрики, в другом — смывы из емкостей с химикатами. Нашлись и свалки бытового мусора, и запаханный в почву полиэтилен. В итоге за порчу земли компаниям предъявили штрафы до 400 тысяч рублей и возмещение причиненного ущерба – порядка 3 млн. рублей в каждом отдельном случае. А проверки продолжаются, врио главы региона распорядился сделать их системными, с самыми жесткими мерами к злостным нарушителям, вплоть до расторжения арендных договоров на землю и изъятия земель из пользования.
Конечно, за неполных 3 месяца работы нынешней команды администрации нельзя ожидать решения всех накопившихся в крае проблем, включая вопросы охраны окружающей среды, наших природных богатств, загрязнения почвы и воды, воздуха, вырубки тайги. Но то, что за столь сжатые сроки сделаны вполне реальные шаги, с ощутимым результатом, говорит о многом.
Прежде всего — о том, что от качества работы власти зависят актуальные вопросы жизнедеятельности всего края и его жителей. Что власть способна эти вопросы решать, а не отмахиваться от них. Что власти не все равно, как живут люди в Приморском крае, чем дышат и питаются. И, наконец, говорит о том, что нашу жизнь можно делать лучше совместными усилиями власти и общества. Если только само общество не будет равнодушно-пассивным.