Posted 15 мая 2020,, 01:50

Published 15 мая 2020,, 01:50

Modified 1 сентября 2022,, 03:21

Updated 1 сентября 2022,, 03:21

Дистанционка. Как вузы в Приморье ведут обучение во время эпидемии?

Дистанционка. Как вузы в Приморье ведут обучение во время эпидемии?

15 мая 2020, 01:50
Фото: Медиахолдинг1Mi
Конец марта стал своего рода рубежом в российском образовании: вузы страны закрылись из-за пандемии коронавируса. Требования «самоизоляции» и «социального дистанцирования» поставили крест на лекциях и семинарах в университетских аудиториях.

Теперь понятно, что и до конца семестра всё будет дистанционным: обучение, экзамены, защиты дипломов. Но это совсем другое «дистанционное» обучение, что было предусмотрено министерством. Теоретически вузы были к нему готовы. Но как всё это происходит на практике? Разбирался обозреватель «Восток-Медиа» Андрей Калачинский.

Что такое «дистанционка»?

Для начала проясним термины. В вузах есть три формы обучения: очная, очно-заочная (занятия проходят в выходные дни или вечером) и заочная. Так вот, дистанционное обучение — это вид заочного: студент дома и общается с профессором помощью сервисов сети Интернет: специализированных систем дистанционного обучения, электронной почты, чатов, видео-конференций и т. д.

Нужно сразу сказать, что у всех вузов кроме очных программ обучения были и дистанционные. Более того, по всем направлениям подготовки вузы обязаны были выложить в образовательные среды типа Moodlе образовательные курсы специально подготовленные для дистанционной работы.

Поэтому то, что сейчас происходит в вузах со студентами дневного отделения лучше называть «электронным» обучением.

Подготовка

Чтобы продолжить свою деятельность руководству «высшей школы» Дальнего Востока пришлось максимально оперативно принимать решения, как и на каких платформах учить студентов дальше. Каждый использовал свою тактику. Так в ДВФУ — крупнейшем вузе Дальнего Востока — решили взять паузу на четыре дня.

«Ученый совет прошел 17 марта и мы взяли небольшую паузу. Все-таки „дистанционное обучение“ — это особая форма, а мы же говорим о том, что у нас очное обучение, которое перевели в электронный формат. Ситуация, конечно, чрезвычайная. Вокруг всё меняется. Ломается, перестраивается. Это, как в войну завод, что делал кастрюли, должен за неделю перейти на выпуск минометов… Но, оказалось это возможно. Руководство университета хорошо спрогнозировало как будет развиваться этот кризис с короновирусом. И мы понимали, что сразу все преподаватели не смогут освоиться в виртуальных аудиториях», — рассказывает зампроректора по развитию ДВФУ Илья Яськов.

Первым делом организовали «горячую линию» по вопросам перехода на электронные формы обучения. Также руководство вуза решило привлечь студентов к организации процесса онлайн-обучения. На некоторое время преподаватели и учащиеся поменялись местами. Студенты помогали освоить новые инструменты работы: как проводить видеоконференции, на каких платформах и так далее.

«У нас образовалась активная часть продвинутых в этих вопросах студентов, примерно 50 человек, которые в качестве экспертов помогали профессуре. По нашим подсчетам такие консультации получили около 2 тысяч преподавателей», — говорит Илья Яськов.

Во ВГУЭС, по словам ректора Татьяны Терентьевой, форму дистанционного обучения каждый преподаватель выбирал самостоятельно. Занятия проходят в виде вебинаров с обсуждением в чате. Помогают в организации обучения и разработки других университетов, размещенные на открытых национальных платформах.

По её словам, университет еще в конце января принял решение ограничить международные поездки и контакты студентов. Китайским студента было рекомендовано не ездить на каникулы домой. Уехала небольшая часть.

Как подчеркивает Татьяна Терентьева, с точки зрения организации учебного процесса в новых условиях, именно решений этой группы студентов из КНР стало для вуза отличной возможностью отладить технологии и развернуть полноценное дистанционное обучение уже с февраля.

Обучение

Конечно, университеты — это самая либеральная часть общества, подчеркивает заместитель проректора по развитию ДВФУ. Министерство не стало определять электронные платформы, и предоставило право сделать выбор руководству вузов. В ДВФУ, например, уже был опыт тесного сотрудничества с компанией «Майкрософт», так что для онлайн-обучения выбрали централизованную платформу Microsoft Teams, которая позволяет создавать виртуальные аудитории для совместной работы в классе, общаться в сообществах для совершенствования профессиональных навыков и взаимодействовать с учащимися и сотрудниками учебного заведения.

«И она нам очень подошла. У нас электронное расписание и каждый студент знает, в какой аудитории будут занятия. Так вот, мы добавили к номеру реальной аудитории кнопочку „электронная аудитория“. Нажимаешь — и сразу попадаешь в группу, где преподаватель ведёт занятия, никаких паролей, адресов вводить не надо, это намного удобнее, чем в других системах», — отметил Илья Яськов.

Первые занятия начались 23 марта в 8:30 утра.Первое время было страшно, говорит представитель ДВФУ. У всех было тревожное ожидание — получится или нет?

«Если не получится, студенты тут же в соцсетях начнут „бузить“…. Мы ждём. В соцсетях — тишина. Стали смотреть. Везде пары начались и занятия проходят. Причем впервые в этих условиях возникло тесное взаимодействие аудитории и лектора: студенты подсказывали, как запустить презентацию, настроить микрофон. Конечно, с естественно-научными дисциплинами „электронная форма“ — не самая лучшая. Мы решили, что пока профессура вычитает всю теорию, а практические и лабораторные работы перенесём на осенний семестр», — отметил зампроректора по развитию ДВФУ.

Одна из проблем, которая сейчас стоит перед всеми высшими учебными заведениями, особенно реализующими фундаментальные и технические направления подготовки, — это проведение практических и лабораторных занятий, требующих специального оборудования, говорит Татьяна Терентьева.

«Как, например, провести лабораторную работу по химии, физике, автоделу и подобным дисциплинам? Решение этой задачи нам еще предстоит найти. По всей вероятности, часть курсов, включающих лабораторные занятия, мы будем вынуждены перенести», — отметила Татьяна Терентьева.

Однако, подчеркивает ректор ВГУЭС, для университетов дистанционная учеба, удаленная защита выпускных квалификационных работ — не совсем типичны. Нужно разрабатывать огромное количество особых регламентов, каждый шаг в таком режиме работы должен быть обоснован и зафиксирован документально.

Руководство университетов старается контролировать, как идут занятия. И благодаря современным разработкам сделать это стало намного проще, отметили все опрошенные эксперты. Преподаватели каждую неделю в электронных ведомостях ставят оценки. Проводятся опросы студентов, информационная служба университета может точно сказать: прошел семинар или нет, сколько на нем было студентов. Оценка дается по каждому преподавателю, по каждой студенческой группе и по каждой дисциплине.

Защиты

В конце семестра надвигается итоговая аттестация, или, как говорили раньше «госэкзамены и защиты». Как их проводить?

Ректор ВГУЭС Татьяна Терентьева отмечает: «У нас уже прошла государственная итоговая аттестация студентов заочной формы обучения. Первые защиты выпускных квалификационных работ прошли отлично, проблем не возникло ни технических, ни организационных. Защищались студенты из разных российских регионов — от Камчатки и отдаленных уголков Приморья до Москвы и Калининграда. Это можно считать удачной репетицией и подготовкой перед итоговой аттестацией студентов-очников».

По мнению директора Высшей школы телевидения ВГУЭС Сергей Булаха, для преподавателей и студентов резко возросла интенсивность труда.

«Теперь никому из числа сидящих в аудитории не удается отсидеться за спинами добросовестных коллег. Сейчас же, как это ни парадоксально, преподаватель каждому смотрит глаза в глаза, каждого в любой момент может проверить на знание предмета, протестировать одновременно всю группу, что в обычных условиях потребовало бы отдельных занятий», — говорит Сергей Булах.

Однако есть свои тонкости. Обучение журналистов и, тем более, телевизионщиков, предполагает не только теоретическую базу, но и творческие направления. И без реального общения здесь никак нельзя.

«Ну как можно дистанционно успешно заниматься техникой речи или формировать навыки публичного выступления… Кстати сказать, наш опыт еще ярче высветил проблемы государственного образовательного стандарта. В нём, например, сказано, что обучение можно проводить как на оборудовании, так и с использованием виртуальных аналогов. Давайте представим. Возьмем виртуальные видеокамеру, микрофон и собеседника и проведем с помощью этих фантомов виртуальное интервью. Сценарий для компьютерной игрушки любопытный, для профессиональной подготовки практически или совсем бесполезный», — отметил Сергей Булах.

Вместе с тем, выяснилось, что не всем студентам удаётся ежедневная дистанционная связь с университетом. Во многим территориях Дальнего Востока скорость интернета не позволяет участвовать в вебинарах. Если в крупных городах это не проблема, то попробуйте установить хорошую связь из небольших поселков и деревень и с отдаленных территорий вроде Курил. И это действительно проблема, так как студенты просто не имеют равноценного доступа к образовательному процессу.

"