Posted 15 июля 2019,, 03:55

Published 15 июля 2019,, 03:55

Modified 1 сентября 2022,, 02:58

Updated 1 сентября 2022,, 02:58

Хабаровску не светит возвращение статуса столицы ДФО

15 июля 2019, 03:55
В декабре прошлого года Хабаровск всё-таки лишился статуса столицы Дальневосточного федерального округа, который с гордостью носил почти двадцать лет, сообщает РИА «Восток-Медиа».
Сюжет
Столица

Напомним, в мае 2000 года в соответствии с указом президента в России были созданы федеральные округа. Тогда же столицей Дальневосточного ФО стал Хабаровск. Спустя почти 20 лет центральным городом Дальнего Востока стал Владивосток — 13 декабря 2018 года соответствующий указ подписал глава государства Владимир Путин.

И если в первые дни после этого события разговоры о возврате столичного статуса велись на самом высоком уровне, то сегодня эту тему стараются не упоминать вовсе. О том, что Хабаровск ещё совсем недавно был столицей Дальневосточного федерального округа, изо-всех сил стараются забыть. Однако жители региона по-прежнему всё помнят. Давайте вспомним, что происходило в Хабаровске сразу после известия о том, что город — больше не столица ДФО.

Прошли почти сутки после того, как новость о переносе столицы стала общедоступной. Хабаровск был в шоке, и это ещё мягко сказано. Новый губернатор края Сергей Фургал хранил молчание — он вообще в этот момент находился в Москве. Люди ждали от нового главы региона разъяснений — ведь Сергей Фургал обещал, что не допустит переноса столицы:

«Пускай попробуют! Он (Олег Кожемяко — прим. ред.) заявил, что хочет. Это нормально. Он хочет, а мы не хотим. Столица останется там, где она находится. Мы точно не собираемся это никому уступать. У нас тоже есть достаточно серьёзный план развития, который мы начинаем реализовывать», — говорил Сергей Фургал накануне переноса столицы.

Однако после этого Хабаровск столичного статуса лишился. 24 декабря 2018 года губернатор Хабаровского края заявил о том, что намерен добиваться для Хабаровска статуса города федерального значения. Это вызвало недоумение у экспертов и возмущение у всех жителей края, кроме, пожалуй, хабаровчан. У первых — потому, что нет никаких предпосылок для того, чтобы Хабаровску становиться самостоятельным субъектом, у вторых — потому, что и без того заброшенной хабаровской провинции в случае отделения Хабаровска и вовсе — кранты. Просто потому, что в Хабаровске уже сосредоточена большая половина населения огромного региона. Но все эти опасения, повторим, были напрасны — у Хабаровска нет оснований становиться таким субъектом.

Иногда в ходе своих многочисленных пресс-конференций, когда речь случайно заходит о бывшем статусе столицы, губернатор обещает, что Хабаровск станет лучше, краше, что все захотят переехать в город и Хабаровский край.

В конце июня губернатор заявил:

«Географически мы располагаемся в центре, у нас все лучшее и мы — столица. Подготовили план, через самолёты, другие мероприятия, поднимем, например, медицину, весь важный функционал закрепим в Хабаровском крае. Пусть будет не в обиду им, но Владивостоку оставим лишь название».

На вопрос, почему обещал не отдать столичный статус, но не сделал этого, Сергей Фургал ответил, что «просто разозлился», потому и говорил так.

Понять можно — разозлился не только губернатор. Однако невозможно оспорить и тот факт, что региональные власти ничего не сделали для того, чтобы Хабаровск статус не утратил.

Сегодня же ситуация в экономики города и региона свидетельствует о том, что подобные события не прошли бесследно. Инвесторы теряют интерес к Хабаровскому краю. Регион не попал в топ-20 рейтинга инвестпривлекательности регионов России АСИ. Но дело даже не в рейтинге. Есть куда более объективные показатели. Например, индекс промышленного производства. Он в Хабаровском крае снижается — за январь и май 2019 он составил 96,8 % к показателям за аналогичный период 2018 года. Снижение этого показателя говорит о спаде в экономике. Индекс промпроизводства — один из ориентиров для инвесторов, поскольку используется для прогнозирования денежных потоков и доходности проектов.

Хабаровский край стремительно скатывается в нищету. И тревогу по этому поводу бьют уже не только предприниматели, теряющие доходы и распродающие бизнес, но и медики.

Недавно главный врач краевой туберкулезной больницы Павел Харитонов признал, что впервые выявленных случаев заболевания туберкулезом в регионе — в два раза больше, чем в среднем по стране. В крае закрыта программа социальной помощи туберкулезным больным, в итоге они не получают положенных им продуктов, не могут доехать до места лечения, поскольку им никто этого не оплатит. Такие больные становятся «бомбами» замедленного действия, заражая окружающих. Причины массового распространения опаснейшего недуга — социальные. Туберкулез вообще называют «социальной болезнью» или болезнью «бедных кварталов». По данным Харитонова, в регионе крайне низкий уровень жизни, совсем запущенные муниципальные больницы — иных причин искать не нужно.

Минтранс до сих пор не принял решение о введении над Хабаровском режима «открытое небо», хотя во Владивостоке такой режим есть. И это привлекает в Приморье авиакомпании со всего мира. А Хабаровск такие компании пока только теряет — вместе с турпотоками. В регионе стагнирует лесная отрасль, спад наблюдается в производстве лекарственных средств, в производстве, распределении и передаче электроэнергии, в очистке и распределении воды, производстве напитков, в полиграфии, добыче угля, производстве мебели и некоторых других.

Как видим, потеря столичного статуса начинает обретать вполне реальные и весьма пугающие очертания — регион беднеет, социальное положение населения ухудшается день ото дня. И это — только по прошествии немногим более полугода.

"