Posted 20 августа 2020,, 08:28

Published 20 августа 2020,, 08:28

Modified 17 августа 2022,, 10:15

Updated 17 августа 2022,, 10:15

Развал и шатание достались в наследство врио главы Хабаровского края

20 августа 2020, 08:28
Предшественник Михаила Дегтярева, лишенный президентом губернаторского статуса в связи с утратой доверия, оставил после себя выжженное поле управленческой несостоятельности.
Сюжет
Арест

Видеоролик, записанный бывшим министром образования и науки Хабаровского края Аллой Кузнецовой и накануне разлетевшийся по интернету, показал всю «мощь» Сергея Фургала как руководителя и организатора.

Многих поразили откровения экс-министра о том, что отправленный в СИЗО по подозрению в организации убийств экс-губернатор строил свою работу, опираясь на «план быстрых побед». Сформирован он был по принципу максимально громких заявлений с минимальными затратами на их исполнение. Показательным примером стал вопрос об организации школьного питания детей льготных категорий наравне с «платниками» — оказалось, что 69 миллионов на это предложение минобрнауки найти куда легче, чем, например, 4 миллиарда на капитальные ремонты или 1,3 миллиарда на обеспечение антитеррористической защищенности школ.

Это признание стало показателем того, что Сергей Фургал изначально не мог опереться на внятных и опытных чиновников, которые бы обеспечивали контроль над всеми сферами жизни региона и коммуникацию с муниципальной вертикалью власти. Взамен использовались лишь популистские PR-ходы и показательные разносы подчиненных на камеру. Обеспечило ли это приток деятельных людей в правительство?

«Правительство будет коалиционным, правительство будет профессиональным. Никакого кумовства, никаких знакомств, никаких родственников ни у кого не будет. Люди будут отбираться только по профессиональным качествам. Особое внимание окажу молодежи, — заявлял Сергей Фургал сразу после своего избрания. — В правительстве будут работать только профессионалы, только те люди, которые не замешаны ни в каких схемах, не замешаны ни в каких махинациях и хищениях. Только честные, действительно желающие улучшений нашему краю. Время изменилось, пришло время работать на людей и для людей».

На деле оказалось, что нашлось место и кумовству, и выбору членов правительства по принципу давнего знакомства.

Владимир Хлапов, бывший охранник и протеже еще одного бывшего губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева, сразу после сентябрьских выборов 2018 года оказался в краевом правительстве, быстро продвинувшись на должность первого зампреда — руководителя аппарата. По словам его подчиненных, был негласным «решалой», утрясавшим в правоохранительных органах и в судах вопросы, связанные с бизнесом губернаторской семьи. Параллельно не забывал и о собственных коммерческих интересах, обеспечивая компанию, переписанную на свою жену, грантами по линии поддержки сельхозпроизводителей — об этом тоже говорят люди, работавшие бок о бок с Хлаповым.

Успел он отличиться и обысками в своем кабинете по делу Виктора Ишаева, обвиняемого в преступлениях экономической направленности. А ярче всего его фамилия «прогремела» в краевых и федеральных СМИ в связи с инцидентом на междугородней трассе недалеко от Хабаровска. Владимир Хлапов тогда вместе со своим водителем отобрал у оператора камеры видеофиксации нарушений ПДД его оборудование, да еще и едва не вытолкал самого мужчину на проезжую часть под колеса автомобилей. Пострадавший обратился с заявлением в полицию, однако в возбуждении уголовного дела было отказано.

Юрий Золочевский, который появился в правительстве региона в начале 2019 года и был определен курировать экономический блок, также оказался человеком с неоднозначным прошлым. Ему приписывают аферу с банкротством лесоперерабатывающего гиганта «Аркаим» в Ванинском районе, покровительство в сделке с китайцами по продаже участка для заготовки песка в Николаевском районе, причастность к непрозрачным сделкам по получению крупных кредитов в МСП Банке на компании, аффилированные с губернатором, его родственниками и друзьями.

И Хлапов, и Золочевский фактически спаслись бегством, уходя от возможных вопросов к ним со стороны нового главы региона. Причем Юрий Золочевский сбежал в буквальном смысле — уехал в Москву и оттуда почтой отправил заявление об увольнении «по собственному».

Быстро пропал с радаров СМИ и успевший совсем непродолжительное время посидеть в кресле зампреда правительства по вопросам строительства Юрий Сальников. Вспоминать его, видимо, если и будут, то не по реальным делам, а по скандалу с его судимостью. В 2005 году он был приговорен к лишению свободы за умышленное причинение телесных повреждений средней степени тяжести из хулиганских побуждений и отбыл срок в колонии-поселении. Предание этого факта гласности так раздосадовало чиновника, что он даже написал заявление в краевое УМВД на двух хабаровских журналистов — счел, что они предприняли вмешательство в его частную жизнь.

О неотлаженности управленческой системы и слабом подборе кадров еще в феврале этого года говорил доктор политических наук, директор института социально-политических технологий и коммуникаций Илдус Ярулин.

«Если некоторое время назад мы говорили о том, что новому губернатору Хабаровского края Сергею Фургалу необходимо время на формирование своей команды, то сейчас об этом говорить уже не приходится — время истекло. Новая команда должна работать, но мы наблюдаем, что из правительства один за другим уходят профессиональные кадры. Это довольно тревожный симптом», — подчеркивал политолог в интервью агентству Regnum.

Тот факт, что госуправление в Хабаровском крае практически демонтировано, признал и Михиал Дегтярев, назначенный президентом временно исполнять обязанности губернатора.

«Моими предшественниками (это было сделано — Прим. ред.). И не одним, наверное, Сергеем Ивановичем. Я пришел — здесь половины министров краевого правительства нет, исполняющие обязанности шлют из Москвы заявления об увольнении… И будут еще бежать, потому что они не готовы, как я, 24 на 7 работать», — сказал Дегтярев в интервью «Известиям».

"