Posted 23 апреля 2021, 06:23
Published 23 апреля 2021, 06:23
Modified 17 августа 2022, 09:10
Updated 17 августа 2022, 09:10
Такое событие вполне ожидаемо, так как в тяжелый пандемийный 2020 год в столице Дальнего Востока стоимость проезда не поднимали. Последнее увеличение цен для пассажиров происходило в сентябре 2019 года. Тогда на 5 рублей выросла цена проезда в автобусе, на 4 рубля в трамвае и троллейбусе, а на фуникулере — на 6.
Однако пандемия COVID-19, тотальный локдаун, ограничения массового скопления людей и сокращение автобусов на линиях довольно необычно сказались на транспортных компаниях, которые обслуживают автобусные маршруты. Доходы перевозчиков резко пошли вверх после того, как в салоне каждого автомобиля были установлены терминалы безналичной оплаты. Они позволили вывести из тени большую долю денежного оборота. Но что помогло увеличить сумму чистой прибыли в 100, 300 и даже в 8 тысяч процентов и почему они не «бьются» с математическими формулами — попытался разобраться «Восток-Медиа».
Девять делим, один в уме
Официальный сайт мэрии Владивостока заявляет, что ежегодно городские автобусы перевозят около 95 млн пассажиров. Каждый из них оплачивает проезд, сумма которого на сегодняшний день составляет 28 рублей. С математикой поспорить нельзя, и поэтому на всех городских перевозчиков в год приходится порядка 2,6 млрд рублей. Но в открытых данных суммы намного меньше.
Согласно системе «СПАРК-интерфакс», некоторые компании с 2019 до 2020 года увеличили свои доходы на несколько тысяч процентов. Есть, конечно, и те, кто ушел в минус. Но таких предприятий — единицы.
Так, ООО «Компания «Самокат», которая обслуживает маршруты 14, 16Ц, 16Б, 16К, 16Д, 17, 18, 33, 37, 74, 85, 97, заработало в 2019 году всего 370 тыс рублей чистой прибыли. А в 2020 году, когда все сферы бизнеса терпели крах, предприятие увеличило свой доход на 32,53 млн рублей. К сожалению, за счет чего у выросла прибыль, понять не удается, но по примитивным подсчетам, в среднем, за год она должна была составить более трехсот млн рублей.
К такой цифре корр. агентства пришел, посчитав общее количество автобусных маршрутов, во Владивостоке — их оказалось 87, и, сославшись на данные мэрии Владивостока, по которым ежегодно автомобильный общественный транспорт перевозит 95 млн. пассажиров. Так как ООО «Компания «Самокат» имеет 12 маршрутов, она владеет порядка 14% от всех автобусных направлений столицы Дальнего Востока. А это значит, что в среднем, автомобили «Компания «Самокат» перевозят за год 13,3 млн человек. И если каждый из них заплатил 28 рублей за проезд, то сумма получается довольно приличная — 372,4 млн.
Не исключено, что часть из этой суммы было потрачено на налоги, зарплаты механикам, водителям и другим сотрудникам, которых в компании официально числится 36 человек и на другие расходы типа оплаты бензина, запчастей, дезинфекции. Но есть подозрения, что на «амортизацию» должно было уйти несколько меньше, чем 339,8 млн рублей.
Пассажиры же отмечают, что водители некоторых маршрутов данной компании, очень негативно относятся к тем, кто оплачивает проезд безналичным способом. Поэтому есть все основания полагать, что все-таки часть прибыли уходит водителям в карман.
«На днях сел в автобус 33-го маршрута, проехал часть пути, при выходе хотел оплатить картой. Так водитель заявил, что у него не работает терминал для оплаты и потребовал оплатить налом. Уважаемое руководство компании, объясните водителям, что, согласно разъяснению Администрации Владивостока, если у водителя не работает терминал для оплаты, пассажир имеет право не оплачивать проезд вообще! У человека может и не быть полных карманов мелочи и оплачивать налом он не обязан. Тем более, что терминалы эти водители отключают специально, видимо, зарплата у них зависит от того, сколько они „набарыжат“ налом за день. Хочется отметить также очень сильное недовольство водителей 33-го маршрута при оплате пассажирами картой», — рассказал «Восток-Медиа» горожанин Дмитрий Солнцев.
Интерес вызывает и такой перевозчик как ООО «Раннер», у которого также, как у «Самоката» на обслуживании 12 маршрутов. Для упрощения подсчетов, обозначим итоговую цифру в 372,4 млн рублей. Именно столько денег «не чистой прибыли» должен получить «Раннер» за год. Но в открытых источниках значится, что с 2019 по 2020 год компания ушла в минус 74%. Если брать сумму в деньгах, то выходит, что доход упал с 843 000 руб. до 222 000 руб.
Богаче всех компаний-перевозчиков должен был оказаться МПВ «ВПОПАТ № 1», так как у него большее количество обслуживаемых маршрутов, среди 10 транспортных компаний — их 15. Маршруты «ВПОПАТа»: 5, 15, 15К, 22, 29, 29К, 31, 42, 44Д, 66, 77, 93, 94, 95, 98Д. Посчитав с помощью вышеописанных действий количество пассажиров, перевозимых компанией за год и умножив их на стоимость проезда, доход МПВ «ВПОПАТ № 1» получился 515,2 млн рублей. Но в системе «СПАРК-интерфакс» отражается только то, что компания уже второй год подряд находится в глубоком и беспросветном минусе. Так, в 2019 году компания ушла в убыток на 19,5 млн рублей, а в 2020 коронавирусный год — на 80,2 млн рублей. За год муниципальный перевозчик ушел в минус на 310 процентов. Если в деньгах, то на 60,66 млн рублей.
Вряд ли поможет выровнять положение продажа 46 автобусов Volkswagen Crafter 2013 года выпуска, которые были реализованы в конце марта текущего года за 2 695 350 рублей, то есть в среднем чуть больше 58,5 тысячи за штуку. Также на торгах был продан корейский автобус «Дэу» 2012 года по начальной цене 86 640 рублей.
Кто-то в тенечке живет?
Судя по таким не состыковкам в доходах перевозчиков, их «обеление» с помощью внедрения безналичного способа оплаты, прошло не только с большим трудом, но еще и не очень успешно. В 2019 году, когда начали появляться первые терминалы в автобусах, водители постоянно говорили, что они «не работают», «тупят» и продолжали собирать оплату наличкой. С горем пополам к январю 2020 года владивостокцы оплатили более 1,7 млн поездок по безналу. Все эти деньги прошли «в белую» через банк, так что скрывать доходы от автобусных перевозок стало сложнее. Но основываясь на личных наблюдениях тех, кто пользуется общественным транспортом, можно сказать, что около половины пассажиров до сих пор оплачивают проезд налом. А это объясняет, что часть прибыли идет мимо кассы, формируя, так называемый, теневой доход.
Отметим, что рассчитанный выше доход каждой компании не является чистым, то есть это суммы до уплаты налогов, заработной платы сотрудникам, содержание самих транспортных средств, обеспечение их топливом, дезинфекцией и другой "амортизацией", которая также стоит денег.