Posted 23 июня 2021,, 08:48

Published 23 июня 2021,, 08:48

Modified 1 сентября 2022,, 03:16

Updated 1 сентября 2022,, 03:16

«Нельзя, чтобы власть вытирала ноги о местное самоуправление» — экс-депутаты Славянки

23 июня 2021, 08:48
Известие о самороспуске муниципального комитета Славянки вызвало неоднозначную реакцию в околополитических экспертных кругах. В СМИ и социальных сетях обсуждают, что же в реальности привело к такому категоричному решению. Корреспондент «Восток-Медиа» пообщался по этому поводу с теперь уже бывшими депутатами мункома.

Административный центр Хасанского района Приморья посёлок Славянка на прошлой неделе оказался в центре крупного политического скандала. Депутаты муниципального комитета Славянского городского поселения в пятницу, 18 июня, приняли решение о самороспуске, открыто заявив, что причиной тому стало давление со стороны должностных лиц правительства Приморского края и администрации Хасанского муниципального района.

Экспертное сообщество и медиа отреагировали на эту ситуацию неоднозначно. Провластные журналисты, а также информационные ресурсы, поддерживающие протест и активно эксплуатирующие для этого экологическую повестку, как это ни парадоксально, продемонстрировали редкое единодушие и в унисон назвали произошедшее победой местных жителей.

Федеральные же телеграм-каналы сообщили о серьезном межэлитном конфликте в Приморье, который больно бьет по рейтингу главы региона и грозит перерасти в масштабный внутриполитический кризис.

В региональном информационном поле можно встретить абсолютно полярные мнения по поводу самороспуска славянского мункома. Одни называют его формой шантажа, другие — единственно возможным в сложившейся ситуации способом самозащиты.

Что думают сами экс-депутаты муниципального комитета Славянского городского поселения о досрочном сложении полномочий, что привело к такому решению, а также что за ним последовало, корреспондент «Восток-Медиа» узнал из первых рук.

В знак протеста

В открытом письме, опубликованном в день самороспуска и адресованном ни много ни мало президенту Владимиру Путину, депутаты славянского мункома написали о «колоссальном административном и политическом давлением со стороны районных и региональных властей», которому они подверглись после визита губернатора Олега Кожемяко в Славянку.

Глава региона посетил центр Хасанского района 8 июня текущего года. Он провел встречу с депутатами Муниципального комитета и настоятельно попросил отменить два принятых ими решения. Это муниципальные правовые акты о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Славянского городского поселения. Спустя несколько дней после визита Олега Кожемяко Славянку посетил вице-губернатор Антон Волошко, который уже в более категоричной форме потребовал от депутатов исполнения воли губернатора, сказав, «что в противном случае мундепов ждут жесткие кадровые решения по линии партии „Единая Россия“». Затем приезжали первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Приморского края Даниил Гончарук и директор департамента внутренней политики Захар Овчинников. Оба проводили аналогичную «работу» с депутатами мункома и продолжали настаивать на принятии решений, ранее обозначенных Олегом Кожемяко.

«Однако формат с каждой беседой становился всё более жестким. Давление оказывается в первую очередь на депутатов, которые являются работниками бюджетных структур и находятся в служебной зависимости. Нашим коллегам-предпринимателям грозят проблемами с ведением бизнеса. Воздействовать на депутатов Мункома Славянки подобным образом ежедневно пытается и глава Хасанского муниципального района Иван Степанов», — написали депутаты в открытом обращении.

Как говорит экс-вице-спикер Павел Панченко, решение о досрочном сложении полномочий депутаты приняли совместно, чтобы вывести из-под удара своих коллег, через которых на мунком и давили представители вышестоящих органов власти.

«Самыми уязвимыми перед подобным прессингом оказались те депутаты, которые работают в муниципальных бюджетных учреждениях, то есть находятся в прямой служебной зависимости от руководства районной администрации, а также наши коллеги-предприниматели. При этом методы воздействия, с которыми они столкнулись, никак нельзя назвать цивилизованными. Увольнение с волчьим билетом, уголовное преследование в отношении близких — все это в формате и намёков, и прямых угроз. Мы видели в каком состоянии находились женщины-бюджетницы из состава мункома, когда подобное озвучивалось им в ходе профилактических бесед или присылалось в мессенджеры. Немало среди депутатов и бизнесменов, им обозначили перспективы бесконечных проверок, лишения контрактов, других административных препятствий. Мы просто не могли это так оставить. Но и выполнить требования губернатора и тем самым создать прецедент, когда региональные власти попросту вытирают ноги об органы местного самоуправления, мы тоже не могли. Решение о сложении полномочий, на мой взгляд, было в этой ситуации единственно верным», — говорит Павел Панченко.

Впрочем, это решение не помогло представителям последнего созыва мункома избавиться от административного давления. Обещанные проверки к предпринимателям пожаловали уже на следующий день после самороспуска.

«База отдыха, которая находится в Славянке и принадлежит членам моей семьи, за последние несколько дней подверглась проверкам четырёх ведомств. В субботу пришли представители Роспотребнадзора и лицензионной палаты. В воскресенье приехала налоговая инспекция. В понедельник пожаловал Росприроднадзор. Поводами для проверок стали якобы поступившие на работу предприятия жалобы. Раньше столько жалоб и проверок не было за год, а тут после того, как мне пообещали проблемы с бизнесом, этих жалоб за три дня образовалось аж четыре штуки в разных ведомствах. По-моему, причинно-следственная связь очевидна», — говорит экс-председатель мункома Василий Жидков.

Хронология событий

Чтобы разобраться в ситуации, необходимо отследить всю цепочку событий, итогом которых стал самороспуск славянского мункома, настаивают депутаты. Для этого необходимо вернуться в осень прошлого года.

С 3 ноября по 4 декабря 2020 года прошли общественные обсуждения по вопросу внесения изменений в генплан Славянского городского поселения. В ходе этой процедуры с соблюдением всех законных формальностей было подано 756 обращений граждан, из них по существу вопроса 284 жителя Славянки высказались за изменения и 76 против. Руководствуясь этим результатом, маундепы проголосовали за принятие муниципального-правового акта о внесении изменений в генплан.

Как отмечают теперь уже бывшие депутаты мункома, еще в период проведения общественных обсуждений по генплану в Славянке начала активную деятельность группа людей, позиционирующих себя в качестве экологических активистов, однако не скрывающих при этом своих политических амбиций. Группа предпринимала целенаправленные усилия по активации протестных настроений в поселении. Стоит отметить, что эти люди к тому моменту уже имели богатый опыт подобной деятельности — например, имя Геннадия Шульги неизменно сопровождает самые громкие «экологические» скандалы в Приморье за несколько последних лет. Активность данных общественников многие эксперты называют не иначе как экологическим экстремизмом.

«Еще осенью прошлого года мы обращали внимание региональных властей на происходящее в Славянке. К сожалению, чтобы выстроить конструктивный диалог между властью и обществом требуются время, терпение, системный подход, а чтобы раздуть протест достаточно пары вбросов и провокаций. Именно с этим мы столкнулись в ноябре и информировали об этом губернатора Олега Кожемяко. Несмотря на то, что и шума в информационном поле тогда было предостаточно, и мы сами напрямую обращались к губернатору посредством открытого письма, никакой реакции не последовало, никто из краевого правительства не приехал в Славянку, чтобы разобраться в ситуации. С так называемыми „экологическим активистам“, которые известны в Приморье чуть ли не как профессионалы по срыву крупных инвестпроектов, мы остались один на один», — рассказывает экс-заместитель председателя Муниципального комитета Славянского городского поселения Павел Панченко.

Спустя несколько месяцев после решения по генплану органы местного самоуправления Славянского городского поселения приступили к следующему этапу — приведению в соответствие с генпланом правил землепользования и застройки, поскольку при корректировке одного документа автоматически возникает необходимость менять и другой. Никаких принципиально новых решений по отношению к генплану в ПЗЗ нет, поэтому процедура внесения изменений в этот документ является, скорее, бюрократической. Тем не менее и по ней назначаются публичные слушания или общественные обсуждения.

В Славянке общественные обсуждения по ПЗЗ состоялись в марте–апреле. После подведения их итогов — «за» тогда высказались более тысячи жителей поселения, а «против» порядка ста — мунком внёс изменения в соответствующий муниципальный правовой акт.

Протест прокуратуры

Между тем в январе текущего года прокуратура Хасанского района направила протест на решение Муниципального комитета Славянского городского поселения о внесении изменений в генеральный план. Сам по себе этот факт не представляет собой ничего экстраординарного. Прокуратура обязана обращать внимание органов, занимающихся нормотворческой деятельностью, на любое, даже незначительное нарушение буквы закона в ходе процедуры принятия нормативных документов. Прокурорский протест — обычное явление для любого органа власти и местного самоуправления.

А дальше начались довольно странные вещи. Последующие действия прокуратуры Хасанского района заставили людей, хорошо знакомых с тем, как работает система, задуматься о непредвзятости сотрудников надзорного органа. Прокуратура буквально завалила администрацию и муниципальный комитет Славянского городского поселения горой запросов, предостережений, представлений и протестов в связи с внесением изменений в генплан и ПЗЗ, в том числе с процедурой общественных обсуждений данных проектов.

Причем, в какой-то момент в ведомстве по поводу происходящих в Славянке процессов по наведению порядка в сфере землепользования включился прямо-таки режим «взбесившегося принтера». Запросы посыпались, как из рога изобилия, при этом поводы — один мельче и крючкотворнее другого.

Дьявол в деталях

А теперь о тонкостях вопроса, в которых скрыты важные смыслы. Главным камнем преткновения, вокруг которого и разгоняли волну протеста экологические активисты, стал вопрос об отнесении территорий на мысе Мальцева к зоне транспортной инфраструктуры. При этом, как подчеркивают бывшие депутаты мункома, данный вопрос был решён на федеральном уровне, а органы местного самоуправления, в свою очередь, были обязаны привести свою нормативную базу в соответствие с федеральными документами. И это не раз в ходе общественных обсуждений разъясняли представители администрации и муниципального комитета Славянского городского поселения. Не может не знать этого и губернатор.

«В этом вопросе воля муниципальных депутатов ни на что не влияла, не влияет, и влиять не будет. Новый состав муниципального комитета окажется в точно такой же ситуации, как бы ни пытались доказать жителям Славянки обратное», — отмечает экс-депутат Павел Пейко.

Кроме того, общественные обсуждения, которые сейчас оспариваются, — процедура хоть и обязательная, но ее итоги носят рекомендательный характер. Другими словами, проводить ее органы местного самоуправления должны, но руководствоваться ее результатами вовсе не обязаны.

Вызывает вопросы и позиция губернатора, которую он занял на встрече с населением Славянки. В качестве одной из главных претензий к общественным обсуждениям глава региона обозначил тот факт, что жителям поселения не был представлен проект пресловутого балкерного терминала.

Это при том, что администрация и мунком неоднократно давали публичные разъяснения по этому вопросу. Они заключаются в том, что обсуждать экологические нормы в контексте реализации конкретных инвестпроектов пока рано.

«Это вопрос следующего этапа — согласования непосредственно проектной документации. Мы об этом говорили неоднократно, найти публикации в СМИ по этому поводу не составляет труда. Все экологические требования учитываются при проектировании, а оно ещё даже не началось. Далее идёт процедура государственной экологический экспертизы. Кроме того, проектные решения также будут обсуждаться с общественностью — это станет предметом отдельных слушаний. Мы понимаем, когда понятия подменяют обыватели по неграмотности или те же так называемые экологические активисты с целью манипулирования общественным мнением. Но когда подобное допускают представители власти, это как минимум странно», — говорит уже бывший депутат Андрей Горбунков.

"