Posted 25 марта 2021, 02:39
Published 25 марта 2021, 02:39
Modified 1 сентября 2022, 03:59
Updated 1 сентября 2022, 03:59
Ценовая зона — не что иное, как населённые пункты, которые по решению местной власти перешли на метод «альтернативной котельной», то есть те, где цены на тепловую энергию для потребителей ограничены предельным уровнем. Ранее «Восток-Медиа» подробно рассказывало об этом методе, предложенном российским Министерством энергетики ещё в 2017 году. Он позволяет делать расчёт тарифов на тепло долговременным и привлекательным для инвесторов, закладывая в конечную цифру модернизацию ТЭЦ, ремонты теплосетей, учитывать инфляцию и возможности потребителей. Итоговый тариф альткотельной служит ограничителем — выше цены гигакалории, выведенной из расчётов виртуального объекта теплоснабжения, поставщики тепла поднять тариф не смогут. При таком методе повышение тарифа, что немаловажно, происходит не скачкообразно, а в щадящем режиме переходного периода, который может занять до 5-10 лет.
Однако депутаты горсовета почему-то сочли уместным запугать население столицы Бурятии именно резким ростом цены на тепло в батареях их домов, называя то цифру 16%, то даже 18%. В частности, заместитель председателя комитета городского хозяйства администрации Улан-Удэ Александр Тюрюханов высказался, будто бы «ТГК-14» с 2020 года предлагает мэрии подать заявку на переход в ценовую зону теплоснабжения, и тариф при этом должен вырасти почти на 17%, а далее продолжать повышаться ещё в течение 10 лет.
Сами энергетики приглашения на заседание комитета не получили, как и ранее не были приглашены на заседание круглого стола с участием руководителя республиканской службы по тарифам. А между тем, профессионалам есть что сказать по данной теме — и, в отличие от бездоказательных популистских заявлений политиков о том, как рост тарифов «несомненно ударит по карману жителей Улан-Удэ», специалисты «ТГК-14» оперируют точными расчётами.
Переход на метод альткотельной в Бурятии должен быть «мягким», если он займёт 10 лет, то повышение тарифа предполагается на 1% в год, а если сократить срок до 7 лет — на 1,45% ежегодно поверх инфляции. Зато новые правила сразу дают инвестору возможность увидеть долгосрочную перспективу и гарантию возврата средств, которые будут вложены в инфраструктуру уже сегодня, — уверены эксперты. Защищены будут и потребители: в случае невыполнения мероприятий по методу альткотельной Единой теплоснабжающей организации грозят очень серьёзные экономические санкции, а в случае несоответствия качества предоставляемых услуг — штрафы в пользу пострадавшего потребителя.
Профильные федеральные министерства давно обозначили свою позицию по данному вопросу: метод альтернативной котельной полезен и перспективен, и переход на него даст Бурятии новые стимулы для развития энергетического комплекса. По итогам февральского совещания в Минстрое РФ было решено рекомендовать правительству Республики Бурятия, администрации Улан-Удэ и руководству ПАО «ТГК-14» сформировать «дорожную карту» по переходу на ценовую зону теплоснабжения, и до ноября подготовить совместное обращение в правительство Российской Федерации. Энергетики со своей стороны уже сделали все необходимые расчёты, дело — за политической волей руководства города и региона. Однако тут процесс застопорился, и эксперты затрудняются указать точные причины этого: возможно, это простая некомпетентность политиков, далёких от экономических расчётов, либо желание элит насолить потенциальным инвесторам, а может, то и другое вместе.
Как бы то ни было, бурятские чиновники и депутаты наносят свои удары уже даже не по энергетикам, а адресуют их федеральным властям, которые поддержали переход республики в ценовую зону теплоснабжения. В том числе этот вопрос попал в поле внимания полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева.
«В российских городах теплоэнергетика развивается, только если ею владеют игроки рынка электрогенерации (за счет перекрёстного субсидирования) либо если осуществляются крупные бюджетные вливания, сама по себе теплоэнергетика убыточна повсеместно. В Улан-Удэ, несмотря на то, что тепло производится на ТЭЦ, ТГК имеет лишь незначительную долю на рынке электрогенерации, из-за чего у компании просто нет источников для перекрёстного покрытия убытков в тепловом секторе, как это делают остальные. Нет у ТГК и крупных промышленных потребителей, как, например, в Иркутской области. Метод альтернативной котельной — это вариант, который с высокой долей вероятности может позитивно повлиять на развитие сектора. Очевидно, что никто не даст бесконтрольно наращивать тариф для населения, даже если метод будет внедрён, для этого в РФ существуют предельные нормы роста коммунальных услуг, но это позволит рассчитывать на федеральную поддержку, как изначально и задумывалось. Если всё оставить как есть, то скорость износа фондов будет увеличиваться, а ремонтный фонд сокращаться и ситуация дойдет до критической отметки уже достаточно скоро», — считает кандидат экономических наук Александр Курячий, проводивший в 2017 году исследования проблем энергоснабжения Бурятии.
На сегодня у Бурятии нет перспектив собственного финансирования для реновации оборудования и достройки крупных ТЭЦ, возведённых ещё в советские времена. Поэтому разработка условий, привлекательных для инвесторов, является насущной необходимостью для республики. Искусственно тормозить переход в ценовую зону теплоснабжения — значит, препятствовать развитию региона и повышению качества жизни его населения, утверждают эксперты.