Posted 27 ноября 2020,, 05:34

Published 27 ноября 2020,, 05:34

Modified 17 августа 2022,, 09:10

Updated 17 августа 2022,, 09:10

«Да, но» — что думают приморцы об уроках полового воспитания в школах

«Да, но» — что думают приморцы об уроках полового воспитания в школах

27 ноября 2020, 05:34
Фото: Медиахолдинг1Mi
Нужно ли в школах сексуальное просвещение (половое воспитание, сексуальное образование и так далее) — над этим вопросом ломают копья в России уже больше 30 лет, примерно с конца 80-х годов прошлого века…

Именно тогда в школьную программу еще советских школ очень робко, с расшаркиванием и экивоками попытались ввести предмет «Этика и психология семейной жизни».

Россияне за, министр против?

С тех пор разговоры о введении курса сексуального воспитания в школах ведутся регулярно — и общество в разные годы реагировало по-разному, что едва ли не полностью отрицая саму мысль о «развращении молодежи», то встречая идею с осторожным оптимизмом.

Не так давно РБК опубликовал данные опроса на тему введения в школах уроков сексуального просвещения.

Большинство опрошенных (всего участвовало более 5000 человек) — по данным портала — (74,7%) поддержали идею, причем 41,5% — безоговорочно. Эти люди были уверены, что в школе детям должны рассказывать о строении тела, заболеваниях, передающихся половым путем, и способах контрацепции. С мыслью «скорее да, чем нет» к идее отнеслись 33,2% опрошенных. 11,6% респондентов заявили, что скорее бы выступили против. Однозначно против таких уроков выступили 7,3% респондентов, которые выбрали вариант «сексуальным просвещением нужно заниматься дома (в семье), а не в школах». 6,4% затруднились с ответом.

Интересны и другие итоги опроса. Например, по мнению большинства опрошенных (65%), подобные уроки в школе должны вести врачи. Далее в списке присутствуют школьные психологи, учителя, родители и даже — священники.

На вопрос, в каком возрасте ребенку нужно рассказать о репродуктивном здоровье и заняться его сексуальным просвещением, чуть меньше половины опрошенных россиян (47,3%) назвали возраст 11–14 лет. Возможность ведения подобных уроков в младших классах допустили 9 процентов опрошенных, в детских садах — 7 процентов.

Интересно эти цифры выглядят на фоне, например, такого факта: еще в конце прошлого тогдашний министр просвещения Ольга Васильева заявила, что возможность преподавать школьникам основы сексуального воспитания в России не рассматривается. Она отметила, что за просвещение по этому вопросу в первую очередь ответственна семья. «Я с трудом себе представляю, что я своего ребенка когда-то бы отдала в школу и там бы просила учительницу говорить о сексуальном воспитании», — пояснила Васильева.

Итак, в который раз вопрос, нужно ли говорить с детьми о сексе, кому это делать, как и когда, не получает однозначного ответа и переходит в область бурных дискуссий, которые — судя по многочисленным форумам в Интернете — очень быстро уводят обсуждение в такие дебри, что и не выберешься…

Не на заборе же читать…

Между тем даже самые рьяные противники любых разговоров с детьми на темы секса, считающие, что до 20 лет минимум молодые россияне должны думать, будто детей приносит аист, а размножение — это исключительно деление клеток под микроскопом, не отрицают: в современном мире от таких тем все равно никуда не деться. И от законов физиологии тоже: дети растут, малыши становятся девочками и мальчиками, у них начинаются менструации и поллюции, и оставлять детей один на один с их стремительно меняющимся организмом как минимум неправильно. Но вот что делать? Кто-то уверен, что здесь должны проявить себя родители и объяснить детям, что с ними происходит. Но что делать, если некоторые родители, мягко скажем, малообразованны, а на темы полового воспитания способны общаться в терминах из трех-пяти слов, которые можно увидеть написанными на заборе? Не правильнее ли все же доверить процесс специалистам?

— Сексуальное воспитание детей и подростков должно идти в школе, там просто обязан быть такой предмет, — уверена психолог Тара Ройлян. — Бесполезно сейчас это перекладывать на плечи родителей, потому что многие из них еще из того поколения, когда о сексе не принято было говорить, когда родители сами не знают, как говорить о сексе, родители не понимают, что допустимо, а что нет в отношениях с детьми.

Тара Ройлян отмечает: сегодня, как и в прошлом веке, все еще полно в нашем обществе элементарно безграмотных или просто безответственных людей. Они искренне уверены, что взять мальчика с собой в женскую баню или бабушке мыть внучонка 8-9 лет, заниматься сексом при маленьком ребенке («а, он все равно ничего не поймет!»), — это нормально, а запрет на подобные вещи — не более чем фанаберия. Мы вон, скажет вам иная бабушка «за 70», росли в коммуналках, где все на виду, и ничего, нормальными выросли…

— Вот поэтому я считаю, что уроки полового воспитания вообще было бы неплохо не только для детей, но и для родителей вводить, — говорит Тара Ройлян. — Взрослым бы мы рассказывали про то, как вести себя с детьми дома. Про то, что нужно понимать самим и внушать ребенку, что его тело неприкосновенно, оно принадлежит только ему и в любой момент ребенок может сказать: нет, меня не надо трогать!

А детям, особенно подросткам, рассказывали бы о сексе, о половом созревании, о том, что это нормально; о культуре отношения к своему телу, о том, что «нет» означает нет — в любой момент. Ведь многие до сих пор считают, что детям не стоит говорить о сексе, остро обсуждается вопрос, в каком возрасте можно заниматься сексом…

На уровне общества должна быть мысль о том, что не стыдно требовать неприкосновенности твоего тела, что не стыдно говорить о сексе и спрашивать об этом, уверена психолог, о сексе нужно говорить, о культуре секса, воспитывать в детях и взрослых уважение к чужому телу.

— Конечно, такой предмет должен преподаваться людьми с соответствующим образованием, а не по принципу «вот, ввели в программу, но специалиста нет, поэтому его факультативно ведет учитель русского языка», — говорит Тара Ройлян. — Ни в коем случае! Такие уроки должны вести психологи, сексологи, которые могут спокойно, не краснея, говорить с подростками о сексе, называть вещи своими именами, отвечать на вопросы.

Детям только покажи, они тут же повторят

Иной точки зрения придерживается, например, православная церковь, для которой тема полового воспитания сродни красной тряпке для быка. На сайте православие.ру — огромная подборка мнений священников на эту тему, от весьма радикальных до чуточку смягченных.

— Просчитать последствия сексуального просвещения в школах несложно, благо у нас есть для этого западный опыт. На Западе практически везде такое просвещение носит обязательный характер где-то с 9–10 лет, а где и с 6(!). И уже не первое десятилетие. Каковы же последствия? О них сообщают наши детские психологи, которые буквально бьют в набат: катастрофическое падение рождаемости, рост заболеваемости импотенцией, процветание и все большее узаконивание однополой любви, инцест — вот недалекие последствия школьного «секспросвета», — пишет священник Димитрий Выдумкин. — Период полового созревания — это именно период созревания, а не зрелости! Не срывают плод, пока он не созреет, иначе он горек и вреден для пищеварения. Так зачем же подталкивать детей к половой жизни, когда они лишь только начали взрослеть, а, может, еще и не начали? А уроки подобного «просвещения» носят именно провоцирующий характер.

По мнению священника, дети очень любознательны и стоит им узнать о сексе хоть что-то, как они тут же начнут им заниматься. А чего не знаешь, того и не хочется.

Есть в подборке на сайте и менее радикальные высказывания, взвешенные и разумные.

— Со мной об «этом» никто из моих родителей не беседовал, — говорит священник Александр Дьяченко. — Зато помню, как в наш класс приходили врачи из областного кожно-венерологического диспансера и просто рассказывали о своей работе. Девочек и мальчиков разводили по разным аудиториям и знакомили с ситуациями. Мы слушали, и от рассказанного волосы вставали дыбом. Нам прививалась очень правильная мысль, что за все придется платить. До сих пор благодарен тем врачам, что не ленились ходить по школам.

По мнению Александра Дьяченко, именно так может выглядеть половое воспитание сегодня: встречи с умными людьми, просмотр роликов, предупреждающих о последствиях непродуманных отношений между девочками и мальчиками…

Без переборов и пропаганды

Разумеется, в любом вопросе подобного характера последним и решающим должно стать мнение родителей. Но здесь нет никакого «примирения и согласия». Изучение форумов в Интернете показало, что тема уроков сексуального воспитания способна расколоть любое сообщество почище, чем тема сталинских репрессий…

— На мой взгляд, такие уроки, факультативы, назовите как угодно, должны быть в школе, — считает Мария Потапова, мать троих детей (две девочки, одна из которых подросток, и мальчик-малыш), — но посещать их нужно детям по желанию. Причем если есть родители, которые категорически против, то это нужно учитывать.

Лично я не против таких уроков. Но подобные занятия не должен вести один какой-то специалист — только психолог или только сексолог, например. К этому курсу нужно подходить комплексно: вести беседы с детьми должны разные специалисты.

Например, считает Мария, психолог мог бы говорить с ребятами о любви, об ответственности в отношениях между любящими друг друга людьми и о том аспекте отношений, который существует между мужчиной и женщиной. Причем делать акцент нужно на ответственности, на том, что секс — это не просто так, что взрослые люди отвечают за свои поступки и их последствия, и если ты вступаешь во взрослый мир, то берешь на себя эту ответственность.

— Еще я думаю, что такие занятия в некоторых случаях лучше вести отдельно для девочек и для мальчиков, — говорит молодая женщина. — Нет, конечно, психолог может и должен работать с классом целиком, но вот к девочкам может прийти гинеколог-контрацептолог, а к мальчикам — андролог-уролог.

По мнению Марии Потаповой, гинеколог должна рассказать девочкам о том, как работает женская репродуктивная система, что такое аборт, то есть начинать с азов, чтобы дети понимали, какое чудо и какая непростая вещь — их тело, и что к нему нужно относиться с уважением. В зависимости от возраста учеников нужно вести разговор и о способах контрацепции, о ЗППП, и эти темы — не на один урок.

— И очень важно вот что, на мой взгляд, — уверена Мария Потапова. — Мы имеем в соседях «просвещенную Европу», где детям внушают, что если мальчик любит мальчика, а девочка девочку, то это прекрасно. Я считаю, что это не толерантность, а пропаганда. И я категорически против того, чтобы детям в головы вкладывались какие-то моменты, связанные с однополой любовью, трансгендерностью и так далее. И тем более называть это нормой. А в целом я считаю, что уроки сексуального воспитания нужны. Помню, как в моем школьном прошлом, когда я училась в старших классах — это были примерно 1995–1996 годы, к нам приходила гинеколог из центра планирования семьи и рассказывала о способах контрацепции. А также о том, что любая девочка может прийти в женскую консультацию, в центр — без родителей или с родителями — и задать все волнующие ее вопросы, словом, что она может прийти за помощью и ей помогут. Это, кстати, неплохо было бы и сегодня девочкам объяснять — что даже если у нее еще нет отношений, но она уже задумывается об этом и хочет подходить к этому серьезно, она может спокойно прийти к специалисту и тот не отмахнется от нее, а выслушает и поможет. Главное, чтобы были такие врачи, конечно.

Что касается меня лично, то я не против, чтобы мои дети ходили на такие уроки. Уверена, что они облегчили бы многим родителям жизнь, ведь далеко не все мамы и папы готовы вести с детьми — это факт — сложный серьезный разговор на такую тему. И подчас, кстати, разговор с правильным специалистом лучше, чем беседа с мамой, которая не очень уверена в том, что говорит…

Но при этом Мария уверена, что родители должны знать, какую информацию озвучивают их детям на таких занятиях. То есть содержание курса должно быть открытым. И упор в нем должен делаться на ответственность, связанную с этим аспектом жизни.

"