Posted 30 апреля 2020, 06:25
Published 30 апреля 2020, 06:25
Modified 1 сентября 2022, 04:07
Updated 1 сентября 2022, 04:07
Фиброз — это рубец на месте бывшего воспаления, и опасен он тем, что увеличивает риск онкологического заболевания лёгких. Фиброзы могут возникать не только после коронавируса, но и после перенесённой пневмонии любой этиологии. Главный пульмонолог Минздрава РФ, член-корреспондент РАН Сергей Авдеев в интервью «Российской газете» рассказал, как диагностируют и лечат сегодня пневмонию, вызванную коронавирусом, и как вредные привычки могут усугубить протекание болезни.
Главный пульмонолог страны подтвердил, что вирусная пневмония отличается от внебольничной пневмонии, с которой врачи имели дело раньше, например, во времена пандемии гриппа H1N1. Нынешняя пневмония, возникающая в развитие коронавирусной инфекции, протекает необычно, вызывая разные степени повреждения лёгких. Обнаружилось довольно много случаев, когда коронавирус у больных выявляли только при помощи тестов, а пневмонию — при компьютерной томографии, при этом температура тела оставалась в пределах нормы, и пациенты ни на что не жаловались.
Однако если пневмония завладевает органами человека, изменения в органах могут быть очень тяжёлыми. Вирусная пневмония способна быстро прогрессировать, вызывая развитие острого респираторного дистресс-синдрома, когда больной уже не может дышать без поддерживающей аппаратуры. Сергей Авдеев привёл статистику: примерно 10% больных от госпитализированных нуждаются в процедуре искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).
Компьютерная томография, по мнению пульмонолога, удерживает пальму первенства по точности среди всех методов подтверждения пневмонии, в том числе она превосходит лабораторную диагностику. Дело в том, что от 2 до 30% заражённых COVID-19 показывали отрицательный результат при тестировании, и связано это не с качеством реагентов или тестов, а со временем заражения, местом и качеством забора биоматериала и другими факторами.
При COVID-19 пневмония практически всегда двусторонняя, расположена по периферии лёгких и на начальных этапах имеет вид «матового стекла». При прогрессировании изменения становятся более плотными и распространёнными.
Пока в мире не изобрели препаратов против нового коронавируса, врачи применяют для лечения этой инфекции и пневмонии средства, которые раньше использовались для терапии ревматических заболеваний, ВИЧ-инфекции, рассеянного склероза. В ряде случаев эти препараты эффективны, хотя врачи не могут точно сказать, что нашли универсальный способ лечения для всех больных. Во многих странах продолжается поиск лекарства и вакцины против COVID-19.
Сергей Авдеев также отметил, что большинству пациентов с коронавирусной инфекцией госпитализация не требуется, так как болезнь протекает у них в лёгкой форме. В стационар направляют самых тяжёлых, страдающих сильной одышкой, больных со сниженными показателями кислорода в крови и плохим самочувствием.
Алкоголь и сигареты — страшные враги заболевшего человека. По данным китайских врачей, среди курящих перевод в реанимацию был выше на 30-40%. Многим известен и тот факт, что алкоголь снижает иммунитет, необходимый для борьбы организма с вирусной инфекцией.
Сейчас на базе Сеченовского университета формируется крупнейший в России коронавирусный стационар на 2000 коек. Сергей Авдеев отметил, что пандемия сыграла свою роль в изменении отношения властных структур к медицине.
«Приходит, наконец, понимание, что медицина — это не область услуг, а стратегически важная область, нуждающаяся в развитии и финансировании… Труд врача становится уважаемым, медики начинают получать то, что заслуживают. На моей памяти врачи практически впервые ощущают всестороннюю поддержку нашего общества!» — сказал главный пульмонолог Минздрава.