Posted 15 октября 2019,, 00:25
Published 15 октября 2019,, 00:25
Modified 1 сентября 2022,, 04:00
Updated 1 сентября 2022,, 04:00
Эта выставка оказалась частью проекта, названного заведующей кабинетом сценографии Союза театральных деятелей Инной Мирзоян (Москва) «театроквестом», который включил помимо дальневосточных художников персональную выставку одного из самых ярких художников театра и педагогов Станислава Бенедиктова «Бенедиктов-блиц» в галерее «Арка», документально-художественный проект-исследование десяти молодых художников из Москвы «Москва-Владивосток» в «Артэтаже». Таким образом, было представлено искусство художников театра от классического до смелого, экспериментального. Но если изысканность работ Бенедиктова и их подача в зале вызвала только восхищение, а эксперимент молодых — дискуссии о границах театра, то залы Приморского отделения привлекли внимание количеством участников, разнообразием и уровнем представленного материала.
Если рассматривать выставочный процесс в связи с областью искусства сценографии, то окажется, что коллективных выставок художников театра не так уж много, а если точнее, очень мало. Более тридцати лет назад подобную выставку организовал Владимир Колтунов, художник из Москвы, профессиональная деятельность которого тесно связана с театрами Дальнего Востока. В 2003 году идея была продолжена хабаровским художником Павлом Оглуздиным, выступившим инициатором проекта «Зеленая кошка», в рамках которого с 2003 по 2008 годы состоялись выставки художников театра. С тех пор ничего подобного больше не проводилось.
Одна из причин — это сложность в организации, поскольку выставки включают не только эскизы декораций и костюмов, оформленные в качестве станковых произведений, но и макеты, костюмы, куклы, элементы декораций. Ведь без этого синтетического подхода вряд ли можно создать объемный образ театра, который вызовет у зрителя иллюзию театра настоящего с его особым пространством.
В нынешней выставке это, безусловно, удалось. В ней приняли участие художники театров Владивостока, Находки, Уссурийска, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Благовещенска, Магадана, Южно-Сахалинска, Читы, Улан-Удэ, Якутии, всего более 30 авторов, которые представили более 100 графических эскизов костюмов и декораций к спектаклям, 43 костюма, выполненных в цехах театров, 5 макетов декораций, более 10 кукол, в их числе тростевые, театральные программы и афиши, художественные альбомы, посвященные театру. Таким образом, театр шагнул к зрителю.
Особенный интерес вызвали работы якутских художников Николая Попова, ориентирующегося на классическую русскую традицию, Саргыланы Ивановой, демонстрирующей комбинационное мышление и тонкое чувство драматургического материала, Лены Гоголевой, отличающейся конструктивными решениями, Михаила Егорова, склонного к использованию строгих графических средств, Дарьи Дмитриевой, делающей акцент на эстетику костюма. Их решения отличает хороший вкус, высокий профессионализм, точная передача национального колорита в постановках, связанных с эпосом Олонхо: несколько из представленных костюмов выполнены с применением натуральных мехов, дополнены комплексом украшений из бусин в стилистике национального женского костюма.
Не менее интересным представляется творчество художников театров из Хабаровска. Умение при минимуме средств создать на сцене объемный образ, внимание к деталям отличают Павла Оглуздина. Художник синтетического плана Андрей Тэн сочетает дизайн, графику, пространственные решения. В костюмах Натальи Сыздыковой отражены настроение персонажа и эпоха, помимо этого, она чрезвычайно внимательна к тому, как будет воплощен ее замысел в реальный костюм. В эскизах детально расписаны характер тканей и порядок действий для мастера пошивочного цеха. Потому и получаются эти костюмы такими многодельными и искусными, и в выставке их представлено восемь. Владивосток представлен работами Александра Арсененко, чей макет к спектаклю Приморского театра молодежи «Алые паруса», идущему в настоящий момент на сцене, позволяет судить, как реализуется замысел художника. Лаконичны, но выразительны образы, созданные Натальей Стороженко. Оригинальны концептуальные решения Светланы Зарубиной, рассчитывающей на грамотного зрителя и ищущей ключи к сценографии не только в теме спектакля, но и в замысле режиссера. Конструктивный подход использует при создании костюмов Инна Руденко. Инга Широкова исследует контекст эпохи: так, к историческому спектаклю «Горький хлеб Албазина», посвященному героической защите Албазинского острога, специально созданы десятки костюмов, придавшие действу особый колорит. Эскизы декораций Анастасии Славкиной и Дианы Савельевой говорят о поиске лаконично-условной и в то же время реалистической театральной формы. Театрально-декорационное искусство Магадана представлено творчеством Маргариты и Владимира Мягковых, работавших в Магаданском областном музыкально-драматическом театре с 1960-х по 2000-е годы и выполнивших эскизы декораций и костюмов в общей сложности к более, чем 150 спектаклям. Их искусство было многогранным и синтетическим, художники работали не только для театра: Маргарита Мягкова занималась декоративно-прикладным искусством, Владимир Мягков был замечательным живописцем и графиком, имел опыт книжной иллюстрации. Так, герои спектакля «Приключения храброго Ейвелькея» по В. Леонтьеву получились особенно выразительными, так как работа над спектаклем шла практически одновременно с иллюстрированием книги.
Отдельным блоком в выставке представлено творчество художников театров кукол Наталья Павлишиной (Хабаровск), Сэгэс Дондоковой (Улан-Удэ), Елены Пимаховой (Чита), Николая Рыбака (Благовещенск), Людмилы Тимофеевой, Ирины Цыпыловой, Елены Лихановой (Владивосток). Мир деревянных, тряпочных, картонных персонажей, выразительных и пластичных, связан с одной стороны с особыми технологиями, с другой — со способностью художника вдохнуть жизнь в героя, которому верят маленькие зрители.
Выставка убеждает в том, что дальневосточное театрально-декорационное искусство напитано особой творческой интуицией, которая позволяет выглядеть театрам, находящимся далеко от интенсивной и профессиональной состоятельной театральной жизни столиц, отнюдь не провинциально. Награды театральных фестивалей разных рангов — тому подтверждение. Конечно, этому способствует и то, что для дальневосточных театров работают художники, чей опыт складывался в требовательной профессиональной среде Владимир Колтунов, Андрей Климов, Кирилл Пискунов, который с 2017 года является главным художником Чехов-центра в Южно-Сахалинске.
Все выставки сопровождались творческими лабораториями, на которых обсуждались тенденции развития театрально-декорационного искусства в целом (лектором лаборатории в залах Приморского отделения Союза художников России была Любовь Овэс, один из самых известных в России театроведов). Ведь сегодня наступил период новаторских поисков, когда художник театра становится определяющей фигурой, отвечающей не только за декорации и костюмы, но и за концепцию и даже за появление новых театральных форматов. И в этой ситуации выставка оказалась своевременной и важной.
Справка: Ольга Ивановна Зотова, кандидат искусствоведения, доцент Школы искусства и гуманитарных наук ДВФУ, почетный член Российской академии художеств, член Союза художников России. Награждена Золотой медаль Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство». Эксперт Министерства культуры Российской Федерации по направлению Живопись, графика и декоративно-прикладного искусства 20-21 веков. Член ассоциации искусствоведов.