Художники Приморья: традиции в XXI веке

Художники Приморья: традиции в XXI веке
Мнение

19 ноября 2019, 16:43
Ольга Зотова
Кандидат искусствоведения, Почетный член Российской академии художеств
Очередная выставка «Художники Приморья» в залах Приморского краевого отделения Союза художников России состоялась в шестой раз в 2019 году. Точнее, в шестой раз в новом столетии, в котором складываются традиции художественной жизни постсоветского периода. Об этом сообщает РИА «Восток-Медиа».

Одна из этих традиций — проведение осенней краевой выставки, на которой можно было увидеть лучшие произведения приморских художников, сформировалась в 1950-х годах. Уже открылось Владивостокское художественное училище, в котором будущие художники получали профессиональное образование, расширился круг тем в послевоенной жизни. Осенние выставки как бы подводили итог творческого года. А после того, как в 1960-х появилась система отбора произведений из регионов для участия в выставках более высокого уровня (регион-республика- всесоюзная выставка), краевые позволяли выделить наиболее значительных авторов.

Требования к отбору были очень высокими, тематический, жанровый и технический диапазон — широким и отвечал как предпочтениям зрителя, так и мнению взыскательного критика.

Искусствовед Виталий Кандыба в это время пишет о повышении профессиональной культуры художника и выставок, о том, что творчески активный автор мог легко выйти за пределы дальневосточных окраин.

выставка
Photo:Приморское отделение Союза художников России

Эта традиция была приостановлена в постперестроечный период, когда советская система художественной жизни перестала существовать. Да и Приморское отделение распалось на три отдельных самостоятельных организации, две из которых носят статус городских и находятся в Находке и Уссурийске. В 2000 годах эта локализация привела к тому, что краевые выставки стали эпизодическими. Отчасти потому, что технологически организовать их оказалось делом затратным.

Между тем, необходимость таких масштабных выставок была очевидной. В произведениях художников отражался весь мир, в котором жил и работал человек. Так, в тематической картине, которая набрала вес к концу 1970-х годов, происходил художественный отбор жизненного материала. Сюжеты, основанные на событиях истории и современности, позволяли увидеть, как развивался Приморский край, какой полнокровной жизнью живет эта территория. Портретный жанр позволял увидеть, кто является героем дня. В многочисленных пейзажах запечатлевалась все многообразие природы Приморья. Изобразительное искусство являлось инструментом формирования образа малой Родины, воспитания не рационального, но чувственного восприятия своей земли.

Идея возродить краевую родилась в 2013, после проведения очередной региональной выставки «Дальний Восток» в Комсомольске-на-Амуре (проводится раз в пять лет -прим.авт). Дни ее проведения практически совпали с большим наводнением, которое поставило под угрозу срыва ожидаемое художественное событие, которое вопреки всем волнениям состоялось. По этому случаю в Комсомольск приехали художники из разных городов Дальнего Востока, и, пожалуй, главной мыслью, которая прозвучала, была мысль о необходимости совместных усилий в проведении больших выставок и поиска ресурсов и форм работы в новейших условиях. Одной из самых многочисленных делегаций была из Приморского края.

выставка
Photo:Приморское отделение Союза художников России

Уже в 2014 году Приморское отделение выступило инициатором проведения выставки «Художники Приморья»., которая стала регулярной и наглядно показывает, что происходит в искусстве Приморского края сегодня. За эти шесть лет в художественную жизнь вошло новое поколение авторов. Так, в нынешней выставке принимали участие не только те, кто давно завоевал авторитет в искусстве — Геннадий Омельченко, Тимофей Войтенко, Алексей Плешивцев, Сергей Горбачев, Ольга и Иван Никитчик, Александр Шалагин, Лидия Козьмина, Олег Подскочин, Мария Холмогорова, Евгений и Марина Пихтовниковы, Илья Бутусов, но недавние выпускники Дальневосточного института искусств, талантливые молодые художники Светлана Фирюлина, Кристина Ровная, Дмитрий Лучинин, Василий Галактионов. Всего было представлено более 140 произведений 80 авторов. Пейзаж, являющийся доминирующим в количественном отношении жанр, уравновешивается сложными по сюжетике и полифоничными по смыслу произведениями авторов, чья ментальность сформировалась в связи с особенностями места проживания — на побережье, на границе двух стихий, на линии соприкосновения Востока и Запада. Об этом говори предметный ряд натюрмортов и сюжетных композиций — раковины, морские звезды, рыбы, китайские керамические слоники, чайники с гравированным сюжетом, посвященным китайским мудрецам.

В 2018 году было решено сделать выставку передвижной. И это тоже стало возвращением традиции, заложенной после войны: одна из первых послевоенных выставок 1945 года называлась «Наш край», и после экспонирования во Владивостоке в специальном вагоне отправилась по Приморью. При поддержке департамента культуры администрации Приморского края, включившего выставку в программу «Мастера искусств жителям Приморья», выставку увидели жители Находки, Артема, Уссурийска. В этом году краевая выставка вновь поддержана администрацией Приморского края из средств субсидии для некоммерческих организаций (Приморское отделение Союза художников России стало одним из победителей конкурса в номинации «гражданско-патриотическое воспитание, краеведение»). Это позволит не только расширить географию (до мая 2020 года выставка будет перемещаться по городам Приморского края), но и выпустить художественный альбом-каталог выставки.

Ольга Зотова, кандидат искусствоведения, доцент Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, почетны член Российской академии художеств, член «Союза художников России».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter