Posted 23 октября 2010,, 23:50

Published 23 октября 2010,, 23:50

Modified 17 сентября 2022,, 11:49

Updated 17 сентября 2022,, 11:49

Маэстро Владимир СПИВАКОВ: У меня "волшебная" дирижерская палочка

23 октября 2010, 23:50
Во Владивостоке с гастролями побывал Национальный филармонический оркестр России

- Страна оживает. Это видно по всему маршруту гастролей Национального филармонического оркестра от Москвы до самых до окраин. В том числе и по наблюдениям во Владивостоке. Города растут. Появляются, как грибы после дождя новые жилые дома, гостиницы, универмаги, церкви и храмы, больницы, дороги, мосты.
Много лет назад я побывал на Сахалине. И всюду вспоминал Антона Павловича Чехова. Понимал, что за 100 с лишним лет на острове ничего не изменилось. А несколько лет назад проехал по этому же маршруту с «Виртуозами Москвы» и был приятно удивлен. С концертами мне посчастливилось добраться даже до Чукотки. И вижу: жизнь берет свое, есть забота государства о людях. Кстати, 10 лет назад такая поездка была бы невозможна без поддержки министерства культуры или крупного банка, сейчас ездить с большим коллективом стало проще.
Не хлебом единым жив человек. Это нужно понимать широко и глубоко. Ему нужна еще и пища духовная. Задача у каждого художника – это показать весь и объем и каждую мелочь жизни. Мне вспоминается перевод одного стихотворения. Там, примерно, следующее: «Вот прозрачное стекло. Сквозь него я вижу людей, которые плачут и смеются. Но стоит мне только помазать одну сторону стекла серебром, как оно превращается в зеркало. И уже не вижу людей, которые плачут и смеются. А вижу только самого себя». Так вот, очень важно, чтобы перед нами оставалось стекло.
Мое мнение такое – музыканты живут на проценты с того, что сделали другие. Великие. Рахманинов, Чайковский, Прокофьев и так далее. Этим и богаты. Не обязательно в музыке современным должно быть то, что написано только вчера. Шекспир современен до сих пор. Мейрхольд сказал, что Гамлет является пьесой на все времена. А искусство развивается волнообразными движениями. Например, был потрясающий пласт начала прошлого века Стравинского, Рахманинова, Шестаковича. Потом пошли Шнитке, Денисов, Софья Губайдуллина. Сейчас могу выделить Тарнопольского, Десятникова, хотя масштаб несколько другой. Оценить великое можно только на расстоянии времени. Через два дня после взрывов в московском метро, на концерте по случаю 80-летия замечательного музыканта Игоря Безродного в большом зале Московской консерватории я играл произведения Шнитке. Это было потрясающе, словно это написали под нашу трагедию.
17 лет назад я создал благотворительный фонд помощи детям и другим нуждающимся, но талантливым. Когда разрушилась великая империя под названием Советский Союз, стали страдать самые слабые сегменты человеческого сообщества — дети и старики. Что я лично мог для них сделать? Я, как человек, воспитанный на великой русской культуре. Сейчас фонд разросся и охватывает территорию от Североморска до Владивостока. Благодаря этому удалось во Владивостоке найти и поддержать самородка Сашу Сенчука, который сейчас заканчивает консерваторию, провел с нами множество концертов. Он получил первую премию на конкурсе Рахманинова и уже 8 лет является стипендиатом фонда. Фонд поддерживает и ваших юных замечательных художников, которые принимали участие в двух или трех фестивалях «Москва встречает друзей». Таких детей сотни по всей России. Я стал этаким многодетным отцом.
Наш оркестр называется Национальным. Поэтому его музыку должны слышать в разных уголках нашей необъятной родины. Поездками в дальние уголки прославились «Виртуозы Москвы». Теперь наш коллектив знают и предстоящие концерты в рекламе не нуждаются.

Справка: Национальный филармонический оркестр России (110 исполнителей). Художественный руководитель и главный дирижер Народный артист России Владимир Спиваков.
СПИВАКО́В Владимир Теодорович (род. 1944) — скрипач, дирижер, общественный деятель. Учился у Б. Э. Крюгера, Л. М. Сигал, в 1956—60 у В. И. Шера. Окончил Центральную музыкальную школу, Московскую консерваторию (1970) и аспирантуру у Ю. И. Янкелевича. Лауреат Международных конкурсов им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1965, 3-я премия), им. Н. Паганини в Генуе (1967, 2-я премия), в Монреале (1969, 1-я премия), им. П. И. Чайковского в Москве (1970, 2-я премия). С 1965 началась концертная деятельность в стране и за рубежом. В 1975—90 преподавал в институте им. Гнесиных. В 1979 организовал и возглавил камерный оркестр "Виртуозы Москвы". Выступает и как симфонический дирижер с оркестрами Чикаго, Сан-Франциско, Лондона, "Санта-Чечилия", "Монте-Карло филармоник", "Радио-Франс". С. — музыкант широкого диапазона, обладающий ярким артистизмом, высочайшим профессионализмом. Руководимый им коллектив достиг высочайшего мастерства, ставшего мировым эталоном. С 1990 С. вместе с оркестром жил и работал в Испании.

Не все люди могут попасть в концерт. Поэтому мы открываем двери на генеральных репетициях для всех желающих. У нас слушают музыку дети-инвалиды, колясочники, детки из сиротских домов, ветераны. Те, кто не может позволить себе купить билеты.
Наш оркестр играет разные программы. Во Владивосток мы пригласили замечательного китайского скрипача-виртуоза Фен Нина. Мы с ним уже дали концерты в Казахстане, Туркменистане, Азербайджан, Украину, Армению. Сейчас Москва и Владивосток. Это реализация блестящего проекта Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ. Это уже не сосуществование, а созидание. Создание гармонии дружбы и любви на международном уровне. Чаадаев в своих философских письмах перевел и сделал курсив Паскаля: «Все человечество — это один человек, живущий вечно». Если бы политики так подумали, то мир бы изменился бы в лучшую сторону.
- Маэстро, позвольте последний вопрос от РИА «Восток-Медиа». У вас есть «волшебная» дирижерская палочка или вы всегда пользуетесь разными?
- Конечно есть. Это памятный подарок. Эта палочка никогда не играет фальшиво. Я могу ошибиться. Но не она.
Николай КУТЕНКИХ, главный редактор РИА «Восток-Медиа»

"