ВЛАДИВОСТОК. 26 ноября. ВОСТОК-МЕДИА - Открытых вакансий на рынке все меньше, людей, оставшихся без работы, все больше. Работодатели становятся более разборчивыми. Требования к кандидатам повышаются, а стартовые зарплаты и бонусы снижаются.
Как пишет газета «Труд», понятие "дефицит кадров" окончательно утратило актуальность. Еще несколько месяцев назад работодатели изощрялись в поиске сотрудников. Бились за них друг с другом. Не скупились и прощали кандидатам многие недостатки. Признавали, что незаслуженно переплачивают собственным работникам. Но выхода у них не было: почти каждого был рад переманить к себе конкурент. Любой человек с легкостью мог сменить несколько мест работы, каждый раз получая все большую зарплату.
Кризис, дефицит денег и последовавшая за ними волна сокращений и увольнений изменили ситуацию до неузнаваемости. В кадровых агентствах отмечают: если до кризиса на одну вакансию в день приходило одно резюме, то сейчас на одно место за пару дней набирается сотня претендентов. По словам директоров многих крупных компаний, желающих к ним устроиться больше, чем нужно. На всех претендентов работы явно не хватит. Каждому, кто хочет сегодня трудоустроиться, придется очень по-стараться, чтобы приглянуться потенциальному начальнику. Еще недавно соискатели могли творить на рынке труда все что заблагорассудится.
Например, Анна, стоматолог, за последние полтора года поменяла около 30 клиник. Каждое место работы ее чем-то не устраивало: то зарплата маленькая, то от дома далеко, то плохой соцпакет, то коллектив "бабский". С началом кризиса все изменилось. За последний месяц Анна попробовала устроиться в две частные клиники и в три государственные - напрасно. Неделю назад от безысходности она вышла на работу в маленькой частной клинике, где вместо фиксированной зарплаты ей пообещали 25% с каждого пациента. Сколько выйдет в месяц, она не знает. Но это будет явно меньше, чем раньше.
Теперь работодателям становится значительно легче. "Сейчас у нас соискателей больше, чем нужно", - говорит Михаил Зельман, генеральный управляющий и основатель ресторанного холдинга "Арпиком". Если полгода назад компании было трудно найти сотрудников, то теперь проблемы с наймом нет.
"Сейчас за два дня мы получаем 100 резюме на одну вакансию, - рассказывает Ольга Рыбалова, руководитель группы подбора персонала кадрового центра "Юнити". - До кризиса на одну вакансию приходилось одно резюме, и то претендент чаще всего на должность не подходил даже по формальным признакам".
Многие работодатели уже пересматривают свои предложения по оплате труда для кандидатов, снижая ставки на 15-20%, рассказывает Марина Миронова, начальник управления по работе с персоналом ИК "Велес Капитал". "Причем, если еще в сентябре-октябре это воспринималось как наг-нетание ситуации, то сейчас это объективная реальность", - подчеркивает она.
Изменения пока коснулись в основном банковского и финансового секторов и почти не затронули реальный. "Мы пока на себе этого не ощутили", - говорит Андрей Даниленко, президент группы компаний "Русские фермы". Он уверен, что до реального сектора изменения на рынке труда докатятся в феврале-марте, когда люди будут хвататься за любую работу.
Никто не берется точно предсказать, когда положение на рынке труда станет прежним. "Мне кажется, что в течение полугода все вернется на свои места и примерно к лету ситуация стабилизируется", - говорит Александр Карпов, директор по персоналу LG Electronics Rus. "Думаю, весной новые рабочие места снова будут появляться, и соискателям станет проще", - говорит Ольга Рыбалова.
Другие эксперты не столь оптимистичны. "Я думаю, что это ситуация на год минимум", - говорит Андрей Даниленко. "В лучшем случае все нормализуется не ранее 2010 года", - уверена Марина Миронова.
Возможно, ситуация будет развиваться, как в 1998 году. "Тогда тоже до кризиса был дефицит кадров, потом начались масштабные сокращения, а через полтора года на рынке труда снова стали диктовать условия соискатели", - вспоминает Андрей Шлесин, директор тренинговой практики компании "Бизнес -психологи".
В изменившихся условиях сотрудникам в первую очередь нужно умерить свои аппетиты. У лучших кандидатов, по словам Натальи Куркчи, руководителя банковско-финансового департамента рекрутинговой компании Antal Russia, по-прежнему останется выбор, но уже не будет возможности повышения зарплаты при смене компании. Тем, кто работу не меняет, скорее всего, придется смириться со снижением заработка. В большинстве случаев возмущаться бесполезно - многих удовлетворит и меньшая зарплата.
Нужно адекватно оценивать себя. "Как минимум - посмотреть на сайтах с вакансиями, сколько компании готовы платить за такого специалиста, как вы", - говорит HR-директор компании Ralf Ringer Елена Родкина. Вместе с тем не следует слишком сбивать цену: работодатели понимают, что многие люди готовы устроиться куда угодно, лишь бы получать хоть какие-то деньги. "Такие соискатели компаниям не нужны", - говорит Андрей Шлесин.
Стоит задуматься о переходе в реальный сектор - туда происходит отток кадров из добывающих отраслей, финансовой сферы, банков. "Раньше средней руки финансист, не отвечая ни за что, получал больше, чем директор производства", - говорит Андрей Даниленко, президент группы компаний "Русские фермы". В последние годы в промышленность и сельское хозяйство кадры шли по остаточному принципу, поэтому работодатели из этих секторов с радостью примут "перебежчиков".
Но самое важное - убедить будущего начальника в том, что вы перешли в фирму не для того, чтобы переждать кризис, а для того, чтобы остаться в ней надолго. "Соискателям надо соглашаться на небольшую зарплату в перспективной компании", - советует Ольга Рыбалова. Рано или поздно дефицит кадров возникнет снова, зарплаты начнут расти, а новый работник к тому моменту успеет себя зарекомендовать с лучшей стороны.