ВЛАДИВОСТОК. 26 марта. ВОСТОК-МЕДИА - Ученые Российской академии наук отправились в тайгу. Цель экспедиции - понаблюдать за самкой уссурийского тигра, на которую премьер Путин надел спутниковый ошейник, сообщает газета «Комсомольская правда».
Ниже приводится рассказ об этом путешествии.
«Уссурийский заповедник. Сорок тысяч гектаров тайги. Всего лишь пятнышко на карте Приморского края.
Уже час пикап ползет по вырубленной между сопок дороге. Рассвет просеивается сквозь мощные кедрачи, липы и корейские тополя.
- Красота! - потягивается Хосе Антонио Эрнандес-Бланко. Хосе - испанец, сотрудник Института проблем экологии и эволюции Российской академии наук. В начале 90-х поступил на биофак МГУ. И остался.
- Лучше, чем Пиренеи? - удивляюсь.
- В России все серьезно, - блестит глазами Хосе. - Морозы, расстояния...
Мы - на плато. В двухстах метрах под нами - молчаливая тайга. Тишину раскалывают негнущиеся сосны, скрипят от холода. Утром было минус 28. Сейчас потеплело - минус 20.
Коллега Хосе Сергей Найденко достает антенну:
- Наша красотка должна быть на северо-востоке. Егеря видели двухдневный след...
Пока эфир безразлично шипит. Значит, пусто.
- А если она легла где-нибудь? Сигнал не проходит, - задумывается Хосе.
Едем в восточную часть заповедника.
Осенью здесь и начался проект «Тигр». Самка по кличке Серьга теперь местная знаменитость. Ошейник на нее надел премьер Владимир Путин.
Проект - уникальный. Если раньше уссурийскими тиграми интересовались только иностранцы, теперь их опекает российское правительство. На территории России зверей осталось не больше 500.
Разделяемся. Сергей Найденко идет с Сашей, местным инспектором.
- Два дня как прошла, - потирает обветренное лицо Саша. - Есть след троих зверей. Еще один котенок куда-то делся...
Серьга оказалась мамашей. В ноябре фотоловушки зафиксировали все семейство: тигрицу и троих тигрят. Тогда им было около 5 месяцев (фото и подробности см. на сайте kp.ru). И вот, оказывается, одного уже недосчитались... Обычно самки рожают двоих. Тройню прокормить, да еще и зимой, уже сложновато.
Мы с Хосе идем к устью реки Корявой. Серьга с котятами направлялась оттуда. Тропим в пятку. То есть идем по следу против движения зверя. Так безопаснее.
Хосе достает антенну:
- Есть!
Сигнал со стороны сопки. Туда полезли Сергей с Сашей! Надо предупредить ребят.
- Сережа, аккуратнее, она метрах в трехстах от вас, сигнал очень сильный! - передает по рации Хосе.
- Завещаю тебе свои ботинки, - хохмит в эфире Найденко.
- Если они останутся, - выключается Хосе.
- Мне сказали: без фотографии зверя не возвращайся, - храбрюсь я.
- Тогда это будет твоя последняя съемка, - серьезно заключает Хосе.
И все-таки Сергей оказался прав.
- О, жертва! - проваливая наст, чуть не бежит вприпрыжку к реке Хосе.
Рожки да ножки - вот что оставляет тигр на месте трапезы.
Обглоданный череп да четыре копытца. Молодой кабан. Был.
- Ага, вот и след третьего котенка. Все живы! - радуется Хосе.
В засыпанном снегом устье - переплеты следов.
- Вот Серьга тащит кабана, ложится, - читает как с листа ученый. - А вот, смотри: два маленьких следа. Но один раздваивается... Погоди, да они охотятся, как волки!
Кабана загнали. Серьга следила за ним с вершины сопки. Когда подошла слишком близко, кабан дернул вперед и вниз. А ему наперерез бросились трое котят. Дальше - простая физика. Гигантскими прыжками Серьга летит сверху на мечущуюся жертву...
Кстати, котята уже догнали по размерам мамашу. Это видно по отпечатку задней лапы.
- Им еще надо набирать массу, - объясняет мне Хосе. - Они же как подростки: большие, но слабые.
Похоже, это не займет много времени. Питаются тигрята хорошо. Мы тропили двухдневные следы. Нашли три жертвы. По полтора кабана в день!
Одна из целей проекта - как раз и выяснить все тонкости тигриного рациона.
Самцы тигров только на первый взгляд безответственные. Да, Серьга выкармливает потомство одна. Но предполагаемый папаша постоянно крутится неподалеку, метит территорию. Еще осенью зверю дали кличку Профессор. Уж очень мудро он обходил расставленные петли и пока не дал себя обездвижить.
Профессор постоянно обходит территорию, метит. Обороняет от самцов-конкурентов.
- А это еще кто?! - уже на обратном пути выскакивают из пикапа ученые.
Дорогу пересекают следы - около 10 см. Тигр буквально несколько часов назад спокойно прошел через заповедник. Останавливался возле лежек (мест отдыха) изюбрей. Вот порезался о твердый наст. Собираем кровь на анализ. В азарте решаемся тропить в носок - идем за зверем.
- Хм, а во всех книжках написано, что тигры не ходят в гору, - удивляются Хосе с Сергеем. Пыхтя, я мысленно ругаю бестолковое животное.
Карабкаемся на сопку. На почти бесснежном южном склоне зверь полез через поваленные стволы.
- Это молодой и любознательный самец, - догадывается Найденко. - Смотри, лезет в кусты. А принято считать, что тигры - лентяи.
Измученные, вываливаемся на границу заповедника. Зверь пошел дальше.
- К счастью для нас, - напоминает Хосе.
Участок обитания тигра может достигать нескольких десятков квадратных километров. Зверь часто пользуется одними и теми же тропами. На карте ученых их уже десятки. Весной, когда сойдет снег, сотрудники РАН приедут сюда снова и будут работать уже до осени. На тропах оборудуют петли, установят фотоловушки. Задача проекта амбициозная - ошейники нужно надеть на всех зверей, замеченных в заповеднике».