ВЛАДИВОСТОК. 16 февраля. ВОСТОК-МЕДИА - В 2009 году уровень общественного участия в обсуждении подготовки к Сочи-2014 значительно вырос. Тем не менее, решения, принятые на встречах, не выполняются. Это ставит под вопрос целесообразность таких консультационных мероприятий, сообщили РИА «Восток-Медиа» в пресс-службе WWF.
Экологи предъявляли к олимпийскому строительству целый ряд критических замечаний, и все эти замечания были приняты организаторами и внесены в протоколы совещаний и заседаний на разных уровнях в 2009 году. Однако все эти решения так и остались только на бумаге.
Так, WWF, Гринпис и другие общественные природоохранные организации регулярно обращали внимание на очень низкое качество проектной документации олимпийских объектов. Никто в полной мере не оценивал воздействие строительства этих объектов на окружающую среду. Например, оценка экологического воздействия совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер - Красная Поляна, в настоящий момент самый масштабный олимпийский проект (стоимость которого составляет около 240 миллиардов рублей), основана на зоологическом и ботаническом исследовании, которое сделали менее 10 человек за пару недель.
Организаторы Олимпиады не следят за тем, как строительные работы уже повлияли на экосистемы региона. Росгидромет, ответственный за такой мониторинг, заявил, что он начнется в 2012 году, что не имеет никакого смысла, потому что к тому времени все объекты уже будут готовы и что-либо изменить будет уже поздно.
Большие строительные проекты всегда предполагают компенсационные меры, в том числе создание и расширение особо охраняемых природных территорий. При подготовке к Олимпиаде это также запланировано. Однако ни одна охраняемая территория до сих пор не была создана или расширена. Более того, границы ряда территорий, наоборот, были урезаны. В июле 2009 года город-курорт Сочи принял Генеральный план развития, где около 8 тысяч га Сочинского нацпарка отмечены как территория города, а не парка. Площадь спроектированного заповедника «Утриш» была сокращена с 15 тысяч га до 9 тысяч га. В конце декабря Росрегистр поменял границы Кавказского биосферного заповедника, чтобы можно было построить дорогу к курорту Газпрома. Это решение не сопровождалось ни правительственным решением, ни общественным обсуждением.
Компенсационные меры часто неадекватны. Яркий пример - посадка самшита с целью компенсировать рубку девственного леса с преобладанием самшита для строительства совмещенной железной и автомобильной дороги. Мало того, что насаждение из одного вида не может компенсировать разрушение девственного леса со сложным видовым составом, но и источник саженцев очень сомнителен. Хотя было заявлено, что саженцы привезли из центра по разведению, есть много свидетельств, что их просто вырыли в диком лесу в Сочинском парке и привезли на акцию по посадке. В России не существует центра по разведению самшита.
Весь процесс подготовки к Олимпиаде сопровождался изменением экологического законодательства. Например, в 2006 году Закон об охраняемых территориях был изменен, в результате чего было разрешено проводить массовые спортивные мероприятия в нацпарках (что ранее было категорически запрещено). В конце декабря 2009 года Госдума одобрила очередное изменение Лесного кодекса, которое разрешило вырубку редких видов деревьев и кустарников для строительства олимпийских объектов.
И наконец - создаются препятствия для работы общественных организаций. Дважды - в августе и октябре - экологические активисты, главным образом сотрудники Экологической вахты по Северному Кавказу, арестовывались за нарушение погранрежима, хотя туристы, которые большими потоками приезжают сюда, даже не знают о его существовании.
«Мы считаем, что в настоящий момент подготовка к Олимпиаде вышла из-под контроля, качество строительства низкое, огромный ущерб окружающей среде уже был нанесен и будет продолжаться, а общественные организации лишены возможности осуществлять независимый контроль над ходом строительства», - говорит директор WWF России Игорь Честин.
Данные Олимпийские игры уже не смогут быть «зелеными», так как необратимый ущерб уникальным экосистемам уже был нанесен, но еще есть шанс минимизировать дальнейшее негативное воздействие, считает WWF.