ВЛАДИВОСТОК. 25 ноября. ВОСТОК-МЕДИА - Росстат поторопился объявить некие «предварительные итоги» переписи (их ждали лишь в апреле).
Итоги странные: потерялся миллион человек. Теперь Росстат объясняет, куда делись люди. Ведомству пришлось сделать фальстарт, чтобы отбиться от обвинений в провале переписи и доказать, что результаты уже есть, говорят эксперты.
Бланки заполнили 141 миллион россиян и 300 тысяч тех, кто живет в стране менее года, заявил глава ведомства Александр Суринов. Позже он добавил, что по итогам переписи в стране окажется 143 миллиона человек. Куда делись два миллиона? Примерно 1,2 миллиона заявили переписчикам, что разговаривать с ними не будут. И все равно непонятно, что случилось с миллионом, пишет газета «Известия».
— Мы еще не учли тех, кто за границей, в армии, в тюрьмах. Перепись продолжается в труднодоступных регионах, — заявили в Росстате, пояснив, что в совокупности таких как раз примерно миллион.
В то же время в регионах местные статистические ведомства уже вовсю публикуют цифры с точностью до человека. История запутывается: так есть у Росстата точные сведения или все-таки нет? Прогноз населения России на 1 января 2011 года (висит на сайте ведомства) дает аж три цифры (так называемые «низкий», «средний» и «высокий» варианты), это соответственно 141,8 миллиона человек, 142 и 142,1 миллиона. Но никак не 143! В Росстате собственный прогноз комментировать не хотят, дескать, наше дело считать, а не заглядывать в будущее. Между тем прогноз составлен аж до 2030 года, тогда население составит якобы 128-148 миллионов (при таком разбросе ошибиться, наверное, невозможно).
Напомним, что это уже не первый переписной скандал. Сразу после окончания переписи социологические опросы показали, что многие граждане не видели переписчиков вообще — к ним просто никто не пришел. По данным ВЦИОМа, не переписали каждого десятого. Другие опросы, скажем, по Москве, показали, что треть респондентов не приняли участия в переписи.
Росстату пришлось срочно показать результат, чтобы отбиться от обвинений в провале переписи, отмечает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
— Конечно, нельзя слепо верить блогам, но их вели сами переписчики. Они писали, что часто даже не выходили «в поле»: брали домовые книги и заполняли анкеты из головы. А сведения про мигрантов и вовсе выдумывали. И я склонен все-таки этому верить, потому что ко мне и ко всем моим знакомым не приходил никто. Провал переписи полный, притом что она обошлась баснословно дорого, считает Кагарлицкий.