ХАБАРОВСК. 22 июня. ВОСТОК-МЕДИА - Дальний Восток. Протянувшись на тысячи километров вдоль побережья Тихого океана, эта земля контрастна до предела. Жгучий зной и убийственный январский мороз, перепады температур чуть ли не в 90 градусов. Сильный, порывистый ветер, сумасшедшая влажность, почти девять месяцев дождя и снега и вместе с тем, мягкая, теплая осень и весна.
Природа здесь прекрасна, но переменчива и грозна. Не зря же Дальний Восток приравнивают к районам Крайнего Севера и почти половина его – зона вечной мерзлоты. К такому своеобразному климату, когда северные замашки этой земли перебивают влажные южные муссоны с океана, приспособиться непросто.
Многие годы Дальний Восток был далеким неизведанным краем, куда ссылали подданных царя за разного рода провинности. Непокорный Восток России пытались осваивать еще до времен Петра I, постепенно притесняя ни о чем не подозревающих представителей местных племен. Сколько их было? По разным сведениям – не более 4-х тысяч человек, рассредоточенных по всему краю.
Тогдашние правители России осознавали, что на востоке простираются обширные малозаселенные пространства, которые лучше бы освоить, пока соседи не завоевали этот немалый кусок территории со всеми ее лесами, золоторудными жилами и рыбными угодьями.
С середины XIX века насильственно или добровольно Дальний Восток пытались заселить. Переселили сюда 30 тысяч забайкальских казаков и жителей центральной части страны, которые, зачастую, ехать сюда не очень-то и хотели. Попытки эти не сказать, чтобы были очень успешны.
Сегодня население восточного края России составляет около 7 миллионов человек, но, учитывая площадь Дальнего Востока, которая превышает территорию всего Евросоюза, - это катастрофически мало.
Взять хотя бы Москву – население одного города, как написано в энциклопедии, в 1,5 раза больше, чем всего дальневосточного региона. А соседняя Япония? В этой маленькой стране проживает около 130 миллионов человек. Воздержусь от комментариев по поводу Китая. Некоторые аналитики, рисуя долгосрочную перспективу развития региона, скажем, до 2050-года, пугают нас, что основной частью населения к тому времени станут китайцы и не удержать тогда России этих территорий за собой. Правда, эти аналитики живут далеко от Дальнего Востока, в основном в Центральной России. Мы же этого не боимся.
Попробуем разобраться, почему же мало кто из центра России сюда едет, а значительная часть коренных жителей уезжает?
90-е годы стали переломными и для Дальнего Востока, и для всей страны. И если до этого, советское правительство пыталось «заманить» сюда людей «длинным рублем», дополнительными днями отпуска и прочими привилегиями, то после распада Советского Союза, об этом как-то благополучно забыли.
Даже наш Президент признает, что за последние 20 лет население Дальнего Востока сократилось на четверть, а темпы оттока населения были почти в 4 раза выше, чем в любом другом регионе России. Это сейчас они стали немного притормаживаться – те, кто хотел, - уехали, а многие еще пока колеблятся. Так что Восток страны как был, так и остается самой малозаселенной территорией.
Вероятно, это неспроста. Можно во всем обвинить сложные климатические условия, но вряд ли причина кроется только в этом. Что еще? Удаленность от центра России, высокая стоимость квартир, энерготарифов, авиабилетов. Улететь с Сахалина на материк или из Хабаровска в Нелькан или, тем более, в Охотск, стоит дороже, чем до Москвы.
В некоторых отдаленных районах Хабаровского края, куда, как поется в песне, «только самолетом можно долететь», как например в Аяно-Майском, цены на любые продукты непомерно высоки. Когда булка хлеба стоит 40 рублей, а литр молока - 100 – есть о чем задуматься. Так что причин предостаточно, чтобы бежать отсюда в центр России или за рубеж. Но, оставим материальное, хотя, как говорил классик, «бытие определяет сознание».
Возьмем, к примеру, образование. Диплом какого вуза Дальнего Востока или, давайте сузим круг поиска, Хабаровского края котируется в России наравне с дипломами московских и петербургских вузов?
На этот вопрос, заданный мною сокурсникам, все разом призадумались, и, на ум пришли лишь Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Дальневосточный медицинский университет и ТОГУ - пожалуй, это сильнейшие и наиболее разрекламированные вузы края.
Но найдется ли хоть кто-нибудь, кто стал бы утверждать, что эти учреждения составляют альтернативу МГУ и прочим столичным университетам?! Возможно, в будущем такую альтернативу составит строящийся сегодня на острове Русском Дальневосточный федеральный университет. Некоторые специалисты всерьез полагают, что он сможет сдержать отток населения, но университет еще в строительных лесах.
А пока чтобы дальневосточнику получить действительно качественное образование, которое будет считаться таковым не в регионе, а хотя бы на уровне страны, ему придется переезжать в столицы.
Те же, кто только что с отличием закончил один из дальневосточных вузов, умные, перспективные специалисты, естественно, пока без опыта, часто не могут устроиться на работу по своей специальности, если нет знакомых или непробиваемой наглости. Нет опыта – нет нормальной работы с нормальной заработной платой.
В лучшем случае выпускника возьмут на работу, с небольшим окладом. 25 тысяч – это предел мечтаний! При этом, у него нет своей квартиры и большую часть зарплаты приходится отдавать за аренду жилья. Кредит получить сложно, а чаще всего и невозможно. Значит, в ближайшие лет пять ни собственной жилплощади, ни машины без которой сегодня, как и без мощного компьютера, Интернета, современного iPhone, ни поездок за границу и прочих радостей жизни он не увидит. А дальше придет время обзаводиться семьей…
Предположим, что, отдавая всего себя любимой профессии, он докажет, что способен на большее, и ему повысят размер заработной платы. А если у него жена, появились дети? Тогда все гораздо сложнее – жить придется на одну зарплату.
Сейчас молодые люди прекрасно осознают, что создать семью они могут, но ребенком обзавестись - как бы ужасно это не звучало - удовольствие не из дешевых. Детское питание, одежда, игрушки, и всякие другие «мелочи» стоят весьма и весьма недешево. А бесконечная очередь в детский сад?! Тут о создании семьи очень даже подумаешь…
Может быть, во многом поэтому мы наблюдали в последние годы снижение рождаемости.
В 80-90-х годах прошлого века, женщина и одна могла поднять на ноги ребенка – квартиру ей давали, льготами обеспечивали.
По данным экспертов Института экономических исследований ДВО РАН, за 2010 год на одну женщину в дальневосточном регионе за всю ее жизнь приходится 1,4 рождения вместо необходимых для нормального воспроизводства населения 2,15.
Рождаемость низкая, смертность высокая, воспроизводства никакого и население региона неумолимо стареет. Картина малорадостная. Если так будет продолжаться, то скоро, может стать, и работать здесь скоро станет просто некому.
Но вернемся, к молодому специалисту без семьи, который пытается создать себе сносные условия существования. Обстановка на региональном рынке труда сейчас такова, что юристов и менеджеров гораздо больше, чем нужно стране. И тысячам выпускников просто некуда идти, кроме как в магазины «впаривать отпариватели», как говорится.
В одном из недавних интервью депутат Государственной Думы хабаровчанин Борис Резник отметил, что Дальнему Востоку не хватает высококвалифицированных инженерных кадров и научных сотрудников. Об этом в последнее время много говорит и Президент Дмитрий Медведев. Если учесть перспективы на активное сотрудничество Востока России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, строительство объектов к саммиту АТЭС, и прокладку нефте- и газопроводов, у технических специалистов действительно больше шансов на трудоустройство.
А что делать молодым педагогам, психологам, дизайнерам, экологам, актерам, режиссерам и другим специалистам, массами выходящих из наших вузов?
Справедливости ради, скажем, что наконец-то об этом наши власти задумались всерьез. Сейчас в регионах идет отработка потребности в специалистах, запрашиваются работодатели, переориентируются образовательные учреждения и низшего, и среднего, и высшего звена. Но, если эта работа только начинается, а учеба занимает примерно 4-5 лет, то специалисты эти придут на производство только лет через 6-7, в лучшем случае.
Так что организованное паломничество представителей неугодных специальностей только умножит ряды утекающего с Дальнего Востока населения. Ведь зарплаты врачей, учителей, логопедов, воспитателей детских садов, нянечек и десятков других специальностей, без которых никак не обойтись, настолько малы, что не всегда хватает на жизнь. Да и в целом, по мнению специалистов, заработная плата давно уже перестала компенсировать всё увеличивающиеся затраты, которые на Дальнем Востоке в силу природных и климатических его особенностей и так выше, чем в любом другом регионе страны.
Это очень весомые причины для переезда. Всем хочется зарабатывать больше и жить лучше. Наверное, именно поэтому молодое активное трудоспособное население покидает Дальний Восток.
Обратимся к данным, опубликованным Хабаровским краевым статистическим управлением: в 2010 году только из Хабаровского края уехало почти 25 тысяч человек, причем большая часть из них люди с высшим образованием от 25 до 49 лет.
То есть регион, год от года, теряет свой интеллектуальный потенциал и самую способную категорию населения. Обстоятельства, побудившие к переезду, часто связаны с учебой, работой, возвратом к прежнему месту жительства, экологическим неблагополучием, природно-климатическими условиями и невозможностью реализовать себя.
Едут, как правило, в центральные и южные регионы России или за границу – в Израиль, Китай, США, Германию, Австралию и в другие более благополучные места. Манят людей высокие зарплаты, перспективы профессионального роста и уровень жизни.
Опрос, проведенный на сайте РИА «Восток-Медиа» показал, что на вопрос «связываете ли вы свои дальнейшие жизненные планы с Дальним Востоком?» из более чем четырех с половиной тысяч, принявших участие в нем, только 28% ответили «да, я родился на Дальнем Востоке и хочу реализовать себя здесь».
27% планируют переехать в центральные районы страны, потому что не видят для себя здесь перспектив, 21% опрошенных хотят попробовать себя за границей, а оставшимся 22% все равно где жить, лишь бы зарплата была достойная. А это больше, чем две трети!
То есть, большая часть не считает жизнь на Дальнем Востоке нормальной, и в уме держат переезд.
И пока люди строят глобальные планы куда-нибудь переехать, правительство спешно придумывает способы удержать население здесь. Для чего и создаются стратегии социально-экономического развития до 2020, 2025, 2050 годов, которые призваны поднять качество жизни на новый уровень, но под которые просто не хватает финансирования.
Выделяют бесплатные земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, придумывают льготы молодым семьям, программу переселения соотечественников из-за границы пытаются реализовать. Но не едут сюда люди, да и соотечественники предпочитают за рубежом оставаться.
Многочисленные совещания и заседания в московских и дальневосточных «коридорах власти», поездки первых лиц страны на Дальний Восток говорят о том, что проблема заселения Востока России по-настоящему волнует и Президента Дмитрия Медведева, и премьер-министра Владимира Путина. Свидетельство этому – и разнообразные проекты и программы развития Дальневосточного и Забайкальского регионов. Стоит задача заинтересовать молодых оставаться в этом суровом и не всегда приветливом крае.
Секретарь политсовета Хабаровского регионального отделения партии «Единая Россия» Сергей Хохлов сетует на то, что у молодых специалистов, даже у самых амбициозных и перспективных, нет желания самим созидать экономику региона, создавая рабочие места, и строить карьеру, опираясь на бизнес.
«Пойти работать к кому-то и потом говорить о недостаточно высокой заработной плате куда проще, чем создать свой бизнес и самому стать работодателем, - сказал Сергей Хохлов, обращаясь к молодым. - Но именно к этому нужно стремиться и ставить более амбициозные цели, чем карьера наемного работника. Даже дипломные работы уже могут быть, по сути своей, бизнес-проектами, началом по-настоящему большого дела».
Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт на недавнем форуме «Единой России» заявил, что власти многое делают для того, чтобы молодые люди не покидали регион. Практически все, что сегодня делается здесь, направлено на удержание населения.
Приведу цитату: «Мы не препятствуем переезду людей пенсионного возраста, но ставим задачу привлекать молодых. А что нужно сделать для этого? Надо создать условия, чтобы он мог применить свои знания, создать новые рабочие места. Надо, чтобы люди участвовали в программах по приобретению жилья. Тогда молодежь сможет завести собственные семьи, отправить детей в детские сады, которые мы построим по программе «Дошкольное образование»…
Конечно, проблемы есть, но, в целом, условия в Хабаровском крае для молодежи нисколько не хуже, чем в любом западном регионе. Сегодня многое делается, и мы ждем от вас, от молодежи предложений. Надо, чтобы вы, молодые, сказали, что необходимо делать. И мы дополним программы, возможно, что-то заменим. Проблемы надо решать вместе».
Увы, многие из этих проблем придется решать самой молодежи. Ведь нет волшебной палочки, чтобы одним разом взять и поднять качество жизни.
Избитая фраза о том, что Дальний Восток – регион больших возможностей, - не просто слова. Он обладает удобным экономико-географическим расположением, особенно для развития выгодных отношений со странами АТР, колоссальными запасами рудных, биологических, лесных, гидроэнергетических ресурсов. Регион близок к мировым туристическим рынкам и обладает собственным туристическим потенциалом… Перечислять преимущества Востока России можно очень долго.
Многое уже делается, чтобы претворить программы и планы в реальность. Но этого, к сожалению, слишком мало. Хотелось бы, чтобы это все происходило гораздо быстрее.
А пока регион мало заселен, слаборазвит и в недалеком будущем рискует стать лишь сырьевым придатком для развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна.
И потому пока, что ни говорили бы и ни обещали молодежи, она все равно будет уезжать отсюда.
Евгения Никифорова, студентка ДВГГУ
Фото «Восток-Медиа»