ВЛАДИВОСТОК. 11 марта. ВОСТОК-МЕДИА - Владивосток посетил известный актер Сергей Гармаш. Творческая встреча с одним из самых колоритных современных российских киноартистов прошла в краевом академическом театре имени Максима Горького накануне Международного женского дня. «Я знаю, что сегодня стал подарком для прекрасных дам, но меня это устраивает», - шутил Гармаш, видя зал, наполненный в основном женщинами.
«Не пою и не бью чечетку…»
«Желаю вам просыпаться с ощущением, что вы – самые лучшие, что все в жизни только начинается», - начал с поздравления встречу с поклонниками артист.
Сергей Гармаш признался, что Владивосток посещает уже не в первый раз: «Первый раз был на Дальнем Востоке еще в конце 80-х. А год назад я по приглашению Ефима Звеняцкого сыграл в спектакле «Пять вечеров» в театре Горького. В этом году удачный эксперимент решили повторить».
«Сегодня я вас буду развлекать. Но многого не ждите: я не танцую, не пою и не бью чечетку, - пошутил Сергей.- Однако мне как артисту очень полезно вживую пообщаться со зрителем».
На последовавшую после этой фразы вспышку камеры актер поморщился: «Прошу вас не устраивать фотосессию, это очень мешает актеру. Моя цель сегодня – просто поговорить с вами. Можете спрашивать меня обо всем, исключая «желтые» вопросы».
«Мою судьбу решила мама»
- Я родился и вырос на Украине. Закончил восьмилетнею школу. Учился прямо скажем не блестяще: хорошие оценки у меня были только по гуманитарным предметам, в точных науках, как говорил мой отец, я был серым, как у пожарника штаны.
С четвертого класса занимался парусным спортом, очень хотел попасть в мореходное училище. О профессии актера никогда не мечтал. Попал на театральные подмостки только благодаря… маме.
Когда я заканчивал школу, мама купила мне справочник для поступающих в средние учебные заведения. В справочнике я увидел Днепропетровское театральное кукольное училище. Сказал вслух: любопытно было бы туда поступить. И забыл об этом. Поехал на соревнования, а когда вернулся, узнал: мама сдала мои документы в театральное. Интересно, но мои родители не имели никакого отношения к искусству: мама работала диспетчером в автобусном депо, папа - сначала водителем, потом на руководящих должностях. Поэтому играть на сцене я не мечтал. Правда, родители утверждают, что когда мне было три года, и я впервые увидел в кинотеатре фильм «Человек-амфибия», то заявил, что стану актером. Я, правда, этого не помню. А еще помню, как к нам в Херсон приезжал летом цирк-шапито. Артисты снимали у нас флигель. Я неделю не ходил в школу, чтобы побыть рядом с ними. Помню, как мечтал тогда работать с животными, ухаживать за ними, лечить их.
«Я знаю, что такое получать по морде ни за что»
- Поступать в театральный было смешно и безответственно. Так как я не воспринимал перспективу стать актером всерьез, к экзаменам я не готовился. Думал, быстренько завалю экзамены и поеду поступать в мореходку. Узнал, что первый и главный экзамен – мастерство. Взял у кого-то учебник, выучил самую короткую басню. Прочитал приемной комиссии стих, попросили почитать прозу. А у отца были пластинки Райкина, я их слушал взахлеб. Конечно же, я начал голосом великого пародиста читать его миниатюры. Меня остановили: «Вы лучше «Разгром» Фадеева прочитайте, в школе же проходили». Отвечаю: «Я в этот день болел». Однако меня все равно взяли – я был такой забавный, спокойный, маленького роста парнишка.
Вот так, сам не ведая, в 15 лет я поступил в театральное училище. Это было ощущение полной свободы. Узнал, что такое курение, алкоголь, самостоятельная жизнь. В то же время получил колоссальный опыт самостоятельности: научился готовить, стирать рубашки.
Учился очень неровно. Этюды казались мне бредом. Вникать в суть профессии поначалу было непросто, после первого семестра меня даже обещали отчислить. Все изменилось весной: сыграл купца на учебном спектакле, получил «четверку». Стало интересно, начал нормально учиться.
Эта была прекрасная школа жизни. Днем учился, ночью с другом подрабатывали на разгрузке вагонов, на мясокомбинате.
На четвертом курсе поехал в Москву. Посетил ГИТИС, Щепку, увидел спектакль «Волки и овцы» со знаменитыми Филозовым и Поляковой. Это было для меня как открытие космоса! Я сразу понял, что хочу работать на большой сцене, в Москве.
Однако до исполнения моей мечты прошло время. Сначала я отработал 9 месяцев по распределению в кукольном театре в Херсоне. А потом была армия. Я должен был попасть в ансамбль песни и пляски одесского округа, но по ошибке очутился в стройбате. С благодарностью вспоминаю это время: благодаря армии я узнал, что такое жесткий физический труд, распорядок дня, что такое получать по морде ни за что. В армии строили важные гособъекты, а маме писали, что возводим детский сад.
«Волчек слушала меня, не прерывая, почти полчаса»
- За два года службы наверстал упущенное - много читал, подготовил интересную программу для поступления. Конечно же, я хотел вернуться в Москву и снова испытать волшебство настоящей сцены. Желание было сильное, настроение – отличное. Однако поступить с первого раза в Щепкинское не удалось. В комиссии сидел Юрий Соломин, и я заволновался: задергалось колено, сбилась речь. Экзамен был провален. «Добрые» члены приемной комиссии сказали, что с моим украинским говором работать в Москве все равно не получится.
Я долго гулял по столице, без цели. В душе шла работа. В итоге принял решение остаться в Москве.
- В понедельник я, как запасливый хохол, побежал сдавать документы в сразу несколько театральных вузов – в Щепку, школу-студию МХАТ, и в Щуку.
Поступил сразу в несколько вузов. В итоге выбрал МХАТ. Считаю это центральным событием в своей жизни. Руководителем курса был знаменитый Тарханов, преподавала любимая актриса Немировича-Данченко Анна Комолова. Учился отлично, получил повышенную стипендию.
Поступил служить в театр «Современник» к Галине Волчек. Отметился тем, что за всю историю театра меня единственного взяли на работу за монолог. И слушали меня 22 минуты!
- Чем вам дорог «Современник»?
- Театр возник в 1956 году из курса школы-студии МХАТ и по сей день сохранил свои традиции тепла, уважения и профессионализма. Это мой родной дом. Ни в каком другом театре я бы работать не стал. Только придя в «Современник», я получил такой аванс доверия, что сразу понял: я дома.
-Есть ли у вас кумиры в профессии?
- Нет. Есть личности, на которых хочется быть похожими. Это Ролан Быков, Олег Янковский, Олег Даль. Считаю, что жизнь меня баловала. Я был знаком со многими великими актерами.
«Владивосток – город с большим сердцем»
-Какие эмоции, ассоциации связаны у вас с Владивостоком?
- Не все города имеют сердце. У Владивостока оно есть. Ваш город меняет самоощущение, восприятие жизни. Когда посещаешь край земли, а потом возвращаешься обратно в мегаполис, начинаешь жить и работать по-другому. Владивосток - замечательный город!
Во Владивостоке я уже в шестой раз. Первый раз приезжал с гастролями во Владивосток и Хабаровск еще в 1987-м. Что запомнилось тогда? Шла безалкогольная кампания, спиртного в магазинах было не найти. Водку приходилось доставать через моряков. Было весело.
Справка:
Сергей Гармаш - заслуженный артист Российской Федерации (2004), народный артист России (2006). Фильмография артиста – более ста ролей в художественных лентах и телесериалах. Среди самых известных - Иван Бездомный в «Мастере и Маргарите»(1994), Ворошиловский стрелок — капитан Кошаев(1999), третий присяжный в Михалковском «12»(2007), отец Александр в «Утомлённых солнцем 2» (2010), Коротков – в сериале «Каменская»(2000).
Мария ЯСЕНКОВА
Фото с сайта http://www.prdisk.ru/people/