ВЛАДИВОСТОК. 28 декабря. ВОСТОК-МЕДИА – Прогноз общедопустимого улова (ОДУ) сельди в 2014 году обсудили на специализированном сельдевом совете, прошедшем в ТИНРО-Центре, учёные дальневосточных рыбохозяйственных институтов. Также они рассмотрели результаты исследования состояния запасов в текущем году и планирование научно-исследовательской деятельности на следующий год.
Сельдь – достаточно важный объект промысла на дальневосточном бассейне, наиболее полно используются запасы охотской, гижигинско-камчатской и корфо-карагинской популяций, рассказывает пресс-секретарь ТИНРО-Центра Константин Осипов.
Величина запасов охотской сельди, по результатам весенних исследований в Охотском море, по сравнению с прошлым годом значительно снизилась, что связано с появлением ряда неурожайных поколений в последние годы, сообщает «Тихоокеанская Россия». В результате существенно уменьшилась численность молоди, в том числе и годовиков. Специалисты ТИНРО-Центра сообщили, что, согласно результатам ихтиопланктонных съёмкок 2012 года, ряд негативных факторов среды снизил в текущем году эффективность нереста. Поэтому существует большая вероятность того, что поколение 2012 года также будет неурожайным.
Несмотря на это, в 2014 году существенного уменьшения промыслового запаса не ожидается, поэтому ОДУ охотской сельди рекомендуется установить на уровне 275 тысяч тонн, при этом сроки промысла весной корректироваться не будут.
Численность учтённой гижигинско-камчатской сельди в текущем году по результатам весенней траловой съёмки была также невысокой, показатели обилия сельди оказались наименьшими за последние шесть лет. Исследования в нерестовых районах провести в полном объёме не удалось в связи с недостатком финансирования, поэтому прогноз носит экспертный характер. В связи с тем, что в весенний период часть сельди этой популяции находится в пределах Северо-Охотоморской подзоны (а в результате проведенной летом 2012 года КамчатНИРО донной траловой съёмки учтено более 400 тысяч тонн сельди в придонном слое на шельфе Западной Камчатки), можно полагать, что её численность находится на среднем уровне. В декабре 2012 года закончилась траловая съёмка на научно-исследовательском судне «Профессор Кизеветер», которое работало в северной части Охотского моря в ноябре-декабре, поэтому сельдевый совет рекомендовал использовать в прогнозе все материалы и представить его в окончательном виде к середине января 2013 года.
В 2012 году запасы гижигинско-камчатской сельди осваивались слабо из-за отсутствия перерабатывающих мощностей. Вылов составил всего 22,5 тысячи тонн.
Ситуация с корфо-карагинской сельдью в Беринговом море также характеризуется тенденцией к снижению промыслового запаса. Из-за неожиданных катаклизмов с погодой и сложной ледовой обстановки нерест сельди весной 2012 года проходил в 3-х местах. На основных нерестилищах наблюдаются массовые заморы второй год подряд. В 2014 году к освоению рекомендуется 99,7 тысячи тонн корфо-карагинской сельди. Специалисты отметили, что особого внимания требует проблема выбросов сырья на промысле корфо-карагинской сельди. Непрогнозируемое влияние таких фактов на запас требует повышенного внимания учёных и продолжения съёмок (в том числе и авиаучётных работ) в нерестовый период 2013 года. В случае продолжения масштабных выбросов это может существенно снизить рекомендуемые к промыслу объёмы как на 2014, так и на 2015 год.
Суммарный ОДУ малых популяций сельди (восточного побережья Камчатки, залива Терпения, сахалино-хоккайдской, северо-восточного побережья Сахалина) не превышает 0,9 тысячи тонн. Специалисты считают целесообразным сохранить запрет промышленного лова сельди в заливе Петра Великого в 2014 году полностью, а в северной части подзоны Приморье – на период нереста (согласно существующим правилам рыболовства).
Одним из важнейших направлений в изучении сельдевых ресурсов является исследование возможностей дифференциации популяций в период весеннего и осеннего промыслов в районах их смешанных скоплений. Специалисты ТИНРО-Центра, КамчатНИРО и МагаданНИРО с целью обнаружения маркеров стад (а также безопасности сырья) проводят ряд экспериментальных работ – популяционно-генетических, биохимических, изотопного анализа паразитологических, о результатах которых было также доложено на Совете. Эти работы будут продолжены и в последующие годы уже с расширенной географией – не только в Охотском, но и в Беринговом море.