Posted 7 мая 2015, 23:54
Published 7 мая 2015, 23:54
Modified 15 декабря 2023, 06:43
Updated 15 декабря 2023, 06:43
В Хабаровском крае военные историки и волонтёры пытаются исправить досадную несправедливость времён Великой Отечественной войны. Они начали кампанию по присвоению геройской звезды незаслуженно забытому снайперу, участнику боёв под Сталинградом Алексею Самару.
Уроженец нанайского села из Хабаровского края добровольцем ушёл на фронт, хотя представители коренных народов даже в разгар Великой Отечественной войны могли избежать призыва в армию. Меткий таёжный охотник стал снайпером. На его счету — почти три сотни убитых гитлеровцев.
«За ним числится 299 застреленных фашистов — показатель, не только для сталинградского фронта, но и для других фронтов, очень высокий, — рассказал один из составителей многотомной Книги Памяти Хабаровского края, военный историк Анатолий Мережко. — Лучший снайпер сталинградского фронта — Василий Зайцев, который получил звание Героя Советского Союза, у него только 225 убитых гитлеровцев».
Алексей Самар был представлен к Звезде Героя Советского Союза. Однако незадолго до её получения он погиб в бою. Количество наград было строго лимитировано, поэтому давать их командиры предпочитали живым бойцам.
О подвиге нанайского снайпера известно из книги воспоминаний его боевого командира Ивана Морозова. Он написал, что Алексей Самар был родом из села Кондон. После того, как началась война, он сам пришёл в районный военкомат Комсомольска-на-Амуре и убедил военного комиссара отправить его на фронт.
Генерал-майор Морозов в своих мемуарах не указал отчество погибшего снайпера. Это обстоятельство сегодня очень осложнило работу поисковиков. По данным Анатолия Мережко, на фронтах Великой Отечественной войны сражались больше ста нанайцев с такой фамилией.
В селе Кондон, откуда, по имеющейся информации, был родом герой Сталинградской битвы, почти у всех местных жителей фамилия — Самар. На показательных выступлениях сельского подразделения «Бессмертного полка» старшеклассники несут таблички с погибшими в боях предками. И практически все — Самары.
В поселковом музее участник поисковой операции Виктор Рахуба познакомил краеведов, учителей и главу администрации Кондона с сутью проблемы. Показал многочисленные запросы в военные архивы и даже на имя президента России.
Хранитель школьного музея Софья Самар рассказала, что большинство односельчан-фронтовиков погибли именно под Сталинградом. Кто именно был тем самым прославленным снайпером, она не знает.
Глава поселковой администрации Владимир Самар предложил Виктору Рахубе изучить сохранившиеся с начала 40-х годов прошлого века книгами учёта. В них указывались сведения о прописке, призыве в армию.
После тщательного изучения полуистлевших от времени страниц поисковик Виктор Рахуба наткнулся на имя Алексея Матвеевича Самара. По возрасту он наиболее подходил под описание командира Ивана Морозова.
На стеле, где указаны имена погибших в Великой Отечественной войне жителей Кондона, Виктор Рахуба вновь заметил имя Алексея Матвеевича Самара. Там был даже указан год смерти бойца.
Это обстоятельство ещё больше убедило исследователя в том, что он находится на верном пути. Однако никто из жителей Кондона никакой информации об Алексее Матвеевиче Самаре, кроме года рождения и гибели, не смог вспомнить.
В Комсомольске-на-Амуре поисковики нашли женщину, которая считает, что тем самым убившим 299 гитлеровцев снайпером был её родной дядя — Алексей Григорьевич Самар. Он родился в стойбище Наан, которое на заре советской власти относилось к сельсовету Кондона.
Екатерина Самар в 1970-х годах встречалась с тогда ещё живым генерал-майором Иваном Морозовым, у неё есть справка из комсомольского военкомата. Однако в ней указано, что Алексей Григорьевич Самар погиб в бою в феврале 1942 года и похоронен в Новгородской области. Это очень далеко от Сталинграда.
На копии из газеты «Тихоокеанская звезда» за 1943 год Виктор Рахуба показал фотографию Алексея Самара. В тексте военного корреспондента ТАСС тогда о нём было написано как о живом человеке. Это обстоятельство посеяло новые сомнения, ведь похоронку на своего дядю Екатерина Самар датирует годом ранее.
Разобраться среди похожих имён и фамилий без досконального изучения архивов невозможно. Сайт «Подвиг Победы», где собраны электронные копии документов времён Великой Отечественной войны, на запрос с именем Алексея Самара отвечает, что данные о нём ещё не загружены в базу. Без помощи профессиональных архивистов найти бумажные носители активистам из Хабаровска вряд ли будет под силу. Военный архив в подмосковном Подольске на запросы ответил, что не имеет физической возможности искать данные на нанайского снайпера в своих фондах.
РИА «Восток-Медиа» ранее писало, что общественным активистам из Хабаровского края уже удалось добиться признания заслуг другого нанайского снайпера, который погиб под Сталинградом. Максим Пассар получил Звезду Героя посмертно только в 2010 году. На его счету было 237 убитых гитлеровцев. За Алексеем Самаром числится на 62 убитых врага больше.