Медийным скандалом обросла история с увековечиванием памяти прославленного лётчика прошлого Александра Светогорова в Хабаровске. РИА «Восток-Медиа» рассказывало, что 25 мая этого года у стен городского аэроклуба состоялась торжественная церемония открытия первой мемориальной доски в честь одного из основоположников дальневосточной военной и гражданской авиации. Александр Светогоров прославился участием в спецоперации по эвакуации зажатых арктическими льдами челюскинцев. Он воспитал целую плеяду лётчиков, некоторые из которых стали впоследствии Героями СССР. В 1935 году светогоровский экипаж отправился в свой последний рейс на гидросамолёте «Савойя» из Александровска-Сахалинского в Хабаровск. Борт разбился на сопках Чёртова хребта в районе посёлка Лазарев. Только в прошлом году участники двух поисковых экспедиций смогли извлечь из земли останки членов экипажа и пассажиров. Сейчас кости проходят генетическую экспертизу в современнейшей лаборатории следственного комитета в Хабаровске.
По словам председателя общественного совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока Геннадия Басюка, его и коллег искренне возмутил сюжет о состоявшемся открытии мемориальной доски на здании хабаровского аэроклуба. Журналисты телекомпании «6 ТВ» (медиахолдинг «Губерния») сделали добротный и развёрнутый материал о лётчике Светогорове. Однако общественников смутило упоминание сомнительной, по их мнению, версии гибели гидроплана и последующих за этим событиях.
«По неофициальной версии погибли не все. Светогоров выжил, вытащил из самолёта миллион и сбежал, — говорится в сюжете. — Насколько эта версия правдива, сейчас устанавливают криминалисты. Из двенадцати, летевших на борту, обнаружены останки только четырёх человек».
На самом деле точные данные, скольким жертвам принадлежат найденные на месте крушения гидроплана останки, будут известны только после завершения криминалистических исследований. Сотрудники следкома отмечают, что костный материал находится в очень плохом состоянии. За 80 лет, которые останки находились в земле, они подвергались воздействию погодных явлений, их могли растаскивать дикие звери, смывать потоки воды. В последние годы на месте крушения плотно «поработали» мародёры. Они разбивали черепа в поисках золотых зубов, перекапывали место падения в поисках ценных вещей.
Версию о том, что Александр Светогоров мог бы выжить в этой катастрофе, да ещё и украсть миллион государственных рублей, участники общественного совета по изучению и сохранению исторического наследия и краевого филиала Всероссийского общества по охране памятников называют несостоятельной и даже кощунственной.
«Я приходил за разъяснениями в редакцию телекомпании, мы написали официальное письмо. Главный редактор заверил, что в сюжете просто прозвучала лишь одна из версий развития событий, — добавил Геннадий Басюк. — Однако зрители восприняли этот репортаж однозначно. Мы сейчас готовим церемонию захоронения всех погибших в катастрофе 1935 года. Решили провести православную панихиду. Священники, которые служат в войсках, нам сказали, что они не поедут Светогорова провожать. Я спросил, почему? А они посмотрели репортаж по «Губернии» и подумали: ну надо же, в живых остался и деньги утащил! Люди-то не поняли, что это озвучивалась только лишь версия. Они всё за чистую монету приняли!»
По информации Геннадия Басюка, прозвучавшим в эфире предположением о якобы возможной краже денег возмущены и ныне живущие родственники Александра Светогорова. Они готовят обращение в суд.
Общественники уже получили официальное свидетельство о смерти Александра Светогорова. Безосновательность версии о том, что он якобы мог выжить и похитить ценный груз, подтверждается и тем, что родные лётчика получали пенсию после его смерти. Виновником трагедии 1935 года, по заключению Межгосударственного авиационного комитета, ещё в середине 30-х годов был признан выпустивший гидроплан в нелётную погоду сотрудник аэропорта Александровска-Сахалинского, который был осуждён.
Окончательную точку в этом деле предстоит поставить экспертам следственного комитета. Они вскоре приступят к сравнению найденных на месте крушения останков со взятыми у родственников погибших генетическим материалом.
Определённые претензии у общественников возникли также и к РИА «Восток-Медиа». Им не понравилось, что в сообщении об открытии первой мемориальной доски в честь Александра Светогорова лётчик был назван «воздушным хулиганом». Однако это определение прозвучало из уст выступавшего на митинге памяти бывшего начальника хабаровского аэроклуба Анатолия Дудакова, и оно не носило негативной оценки. Молодым советским лётчикам в 20-е и 30-е годы прошлого века приходилось на свой страх и риск идти вопреки многочисленным правилам и запретам, установленным тогдашней бюрократией. Без таких смелых экспериментов, как парный пролёт под опорами амурского моста, авиаторам вряд ли удалось бы стать настоящими асами.