Журналист газеты «Нью-Йорк Таймс» пообщался во Владивостоке с китайцем, который считает, что земли Приморского края должны принадлежать КНР, "как и было когда-то". Подробная статья об этом опубликована на сайте американского издания 23 июля.
Эндрю Хиггинс пишет, что встретил жителя Поднебесной на пирсе рядом со штабом Тихоокеанского флота, где мужчина рыбачил. Бизнесмен из Северо-Восточного Китая рассказал журналисту, что не смог себе позволить поездку в Париж, поэтому приехал во Владивосток. Господин Цуй Жонвэй (Cui Rongwei) очень любит столицу Приморья и посещает её уже в третий раз.
Тем не менее китаец считает, что настоящее название города Haishenwai (Хайшеньвэй) и раньше этими землями владел Китай. Уроженец китайской провинции Цзилинь господин Цуй сказал, что в действительности это китайская территория и так считает большинство китайцев. Во всяком случае, эта земля принадлежала его народу до подписания Пекинского договора в 1860 году после поражения Китая во Второй опиумной войне.
"Это было наше место, а не России", – сказал китаец, стоя на причале в бухте Золотой Рог, нашпигованной российскими военными кораблями. Оглянувшись на пришвартованный рядом российский крейсер, он быстро добавил: "Но мы не спешим получить его обратно". Так описывает встречу американский журналист.
Далее издание справедливо отмечает, что в настоящее время между Россией и Китаем нет территориальных претензий. Однако простые жители КНР убеждены, что большая часть Сибири и российского Дальнего Востока были несправедливо изъяты у Китая.
«И это несмотря на то, что эти земли никогда не были в руках китайцев, – пишет издание, – они контролировались некитайскими народами, жившими на северо-востоке Азии».
«Нью-Йорк Таймс» также цитирует известного приморского учёного Виктора Ларина. Директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока во Владивостоке сказал, что китайские чиновники и учёные никогда не поднимают вопрос о том, кому принадлежат приморские земли. Но при этом, добавил он, многие простые китайцы считают, что Владивосток, а также большая часть восточной части России были и, в один прекрасный день, должны снова стать китайскими.