Министерство по развитию Дальнего Востока и Роспотребнадзор поддержали предложение Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) по выделению «инвестиционных» квот инновационным технологиям, сообщает ИА «Дейта». Речь идёт о создании национальной индустрии по производству специализированной пищевой продукции из водных биоресурсов – детского питания, биологически активных добавок и рыбьего жира.
В начале 2016 года президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев направил в адрес вице-премьера Юрия Трутнева обращение, в котором предложил наделять «инвестиционными квотами» отечественные компании, которые создали мощности по изготовлению специализированной пищевой рыбной продукции, биоактивных и пищевых добавок из морепродуктов, продукции для детского дошкольного питания.
В Министерстве по развитию Дальнего Востока положительно оценили идеи АДМ. «Минвостокразвития концептуально поддерживает представленные предложения, которые будут учтены при дальнейшей проработке вопросов, связанных с совершенствованием регулирования прибрежного рыболовства», – сообщил директор департамента обеспечения реализации инвестиционных проектов Александр Крутиков.
Выводы Ассоциации добытчиков минтая также учтены Роспотребнадзором при разработке Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года. В Стратегии отмечается «практически полное отсутствие в Российской Федерации производства пищевых ингредиентов и субстанций (витаминов, аминокислот, пищевых добавок, ферментных препаратов, биологически активных добавок и пробиотических микроорганизмов)».
Эксперты рынка отмечают: примером подобного подхода к рыбопереработке может служить комбинат, открывшийся на Сахалине в начале июля этого года. Ежесуточно в его цехах перерабатывают на рыбий жир и муку более 60 тонн сырья. 90 % оборудования – российское. Компактное производство обслуживают четыре человека, основные процессы автоматизированы. Пока гранулирование жира происходит в Приморском крае, позже оборудование установят и на Сахалине.
«Сейчас во всём мире специалисты стараются ориентировать различные производства на безотходную систему работы. Это важно для экологии. Такие цеха надо строить и в других районах, где есть проблемы с утилизацией отходов», – подчеркнул губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.
Как сообщил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, новый порядок распределения квот как раз заточен на обновление рыбопромыслового флота и создание высокотехнологичных береговых рыбоперерабатывающих производств:
«Суда, которые будут строиться в России, должны соответствовать высшим экологическим стандартам и использовать весь улов (сейчас выбросы достигают 20-30 % от общего вылова). На судах должны располагаться мощности по переработке отходов в рыбную муку и рыбий жир-сырец. На берегу из этого сырья надо выпускать востребованную во всём мире продукцию: от комбикормов до пищевого рыбьего жира. Перспективным сырьём являются хитозан и водоросли. Проект многоцелевого рыбоперерабатывающего комплекса входит в концепцию дальневосточного рыбного кластера».
Как отмечают эксперты, предстоит обширная работа по разработке нормативных актов, устанавливающих порядок распределения квот на инвестиционные цели, включая строительство рыбоперерабатывающих фабрик, и требования к инвестпроектам. Согласно принятым поправкам к закону о рыболовстве, на эти цели выделяется 20 % квот.
Как сообщил президент Ассоциации добытчиков минтая, член Генерального совета «Единой России» Герман Зверев, «в настоящее время отечественное производство рыбьего жира не превышает нескольких тысяч тонн, а национальная индустрия по производству детского питания из рыбопродукции очень слаба. Инвестиционные квоты – это не менее полумиллиона тонн водных биологических ресурсов, в денежном выражении больше 20 миллиардов рублей в год. Мы считаем, что этот общенациональный природный ресурс должен распределяться не только для того, чтобы тиражировать уже существующие технологии производства, но и для создания новых и крайне востребованных в обществе технологий. Существует явный дефицит недорогого и качественного детского питания, и этот дефицит должен быть восполнен».