Сегодня, 21 апреля, председатель хабаровского общественного совета по изучению малоизвестных событий, связанных с обороной Дальнего Востока России, Геннадий Басюк направил в адрес руководителя Следственного комитета страны Александра Бастрыкина запрос с просьбой дать правовую оценку состоявшейся накануне передаче наградных часов прославленного лётчика прошлого Александра Светогорова в фонды Хабаровского краевого музея имени Гродекова. РИА «Восток-Медиа — Хабаровск» ранее сообщало, что бывший глава администрации посёлка Лазарев Владимир Сергеев передал музейщикам хранившийся у него много лет хронометр с дарственной надписью.
Примерно одиннадцать лет назад почти целый прибор нашли лесорубы на месте авиакатастрофы 1935 года. Экс-руководитель сперва назначил встречу для вручения раритета в хабаровском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, однако в последний момент решил отдать часы Светогорова сотрудникам краевого музея. Это обстоятельство привело к конфликту между руководителем учреждения Николаем Рубаном и общественником Геннадием Басюком. Последний настаивает на том, что раритет должен быть, согласно пожеланиям потомков Светогорова, передан на хранение в Центральный пограничный музей Пограничной службы ФСБ России в Москве. В письме Бастрыкину Геннадий Басюк выразил подозрение, что часы Светогорова были попросту похищены с места авиакатастрофы ещё в 2006 году.
«На месте авиакатастрофы в 2006 году были похищены серебряные часы марки П. Буре с дарственной подписью: «тов. Свя[е]тогорову А.П. за успешный перелет Хабаровск-Камчатка 31.VI-29.VII.33 г. ПП ОГПУ ДВК» (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.), — говорится в обращении к руководителю СК России. — По сведениям лесника ООО «Лазаревское», краеведа Александра Приходько, имеющего фото этих часов и проживающего в посёлке Лазарев, часы Светогорова с 2006 года были у тогдашнего главы посёлка Лазарев Владимира Сергеева (ныне председатель Совета депутатов села Восточное Хабаровского района). Основной обязанностью нашедшего вещь является, с одной стороны, информировать о находке, а с другой — возвратить вещь собственнику или его наследникам-родственникам».
Геннадий Басюк полагает, что экс-глава Лазарева хотел оставить у себя историческую ценность. Он не мог не знать, что часы принадлежали погибшему лётчику Светогорову: на крышке имеется дарственная надпись. На просьбы общественников вернуть хронометр Сергеев, по словам Басюка, говорил, что раритет потерялся во время переезда. Только после вмешательства представителя Дальневосточного управления на транспорте СК России (это ведомство занималось идентификацией жертв авиакатастрофы 1935 года) он согласился их вернуть.
«Считаю, что Сергеев не имел право распоряжаться часами, — заявил Геннадий Басюк. — Зная от следователей, что часы ищут, о воле родственников — вернуть часы в общественный совет, как память, он передал их в краевой музей, а музей, без всякой проверки, не выяснив, не являются ли эти часы похищенными, не сообщив и не запросив об этом правоохранительные органы, принял часы из рук Сергеева и незаконно включил часы в музейные фонды».
Председатель общественного совета по изучению малоизвестных событий на Дальнем Востоке попросил следственные органы проверить законность действий бывшего хранителя часов Светогорова, а также руководства гродековского музея. Кроме того, Геннадий Басюк настаивает на передаче раритета в Москву.