Posted 11 мая 2017, 12:44

Published 11 мая 2017, 12:44

Modified 17 сентября 2022, 14:33

Updated 17 сентября 2022, 14:33

Александр Лобычев: Остап Бендер помышлял о поездке во Владивосток

11 мая 2017, 12:44
Лекция о великом комбинаторе вместила множество малоизвестных подробностей

Сегодня в Приморской краевой картинной галерее состоялась лекция, посвящённая образу «великого комбинатора» Остапа Бендера. Лектор, научный сотрудник ПКГ, известный приморский литературовед и арт-критик Александр Лобычев рассказал не только о вероятных прототипах великолепного Остапа, но и о том, как в разные времена менялось общественное мнение в отношении дилогии Ильфа и Петрова. При этом он вспомнил множество фактов и подробностей, о которых вряд ли знают даже те, кто не раз перечитывал «12 стульев» и «Золотого телёнка».

«Основная версия прототипа Остапа Бендера – это Осип Шор, известный одесский авантюрист и знакомый семьи Катаевых, - рассказал Александр Лобычев. – Собственно, и начинался роман «12 стульев» с соавторства не двух, а трёх пишущих – третьим был Валентин Катаев. Правда, спустя некоторое время он увидел, что у младшего брата и его друга повествование складывается и без его участия, – и отошёл в сторону, заключив с начинающими литераторами сделку, описанную в автобиографии «Алмазный мой венец». С первого гонорара Ильф и Петров обязывались купить Катаеву золотой портсигар в качестве благодарности за идею книги. В итоге Катаев действительно получил от них портсигар – но женский, который был в два раза меньше мужского».

Лектор проследил развитие образа трикстера, которым он назвал Остапа Бендера, со времён античной литературы, вспомнив ловкача и любителя приключений Одиссея. Вообще, по словам Александра Лобычева, этот образ – шута, фокусника, неунывающего хитреца, который время от времени выступает этаким Робин Гудом, щедро раздавая неимущим отнятое у богатых, – был популярен в мировой литературе всегда. Однако такая яркая сатира, какая вышла из-под пера Ильфа и Петрова, не могла не вызвать и споров. В частности, в 70-е годы «Золотого телёнка» подвергли остракизму литературные критики – за якобы «социальный заказ» на осмеяние типа мягкотелого русского интеллигента, выведенного в образе Васисуалия Лоханкина.

В завершение лекции Александр Лобычев показал слушателям подборку фотоизображений памятников героям «12 стульев» и «Золотого телёнка» из разных городов мира. Увековечены в металле оказались многие персонажи: Адам Козлевич, Паниковский, Балаганов, Эллочка-людоедка, мадам Грицацуева и, конечно, сам Остап Бендер.

«Финал романа трагичен, - заключил лектор. – Ведь, несмотря на кажущуюся победу, Бендер не может найти применение деньгам. У него не осталось друзей, Зося вышла замуж за другого, ему негде жить – и он даже замышляет «долгое и покойное путешествие во Владивосток, рассчитав, что поездка в оба конца займёт три недели». Жаль, что авторы не отправили великого комбинатора во Владивосток – возможно, это придало бы сюжету новый поворот».

Лекторий в Приморской краевой картинной галерее работает каждый второй и четвёртый четверг месяца. Темы очередных лекций всегда заранее сообщаются на сайте галереи и в соцсетях.

Подпишитесь