На Амуре прошли масштабные учения по ликвидации условного разлива нефти. За их ходом наблюдал фотокорреспондент РИА «Восток-Медиа — Хабаровск».
Учения начинаются с короткого инструктажа: от диспетчера поступил сигнал о внештатной ситуации — в нефтепроводе зафиксировано снижение давления, условное ЧП случилось в акватории Амура. Туда по сигналу вереницей отправляются три судна, названные по имени предприятия-владельца «Транснефть — Дальний Восток» — «ТНДВ-1», «ТНДВ-2» и «ТНДВ-3». Это специализированные плавсредства, построенные по заказу предприятия.
В 2015 году по заявке компании «Транснефть» были изготовлены три судна проекта R.2298, которые сегодня участвуют у нас в учениях по локализации разлива нефти. Мощность каждого из них составляет 1100 лошадиных сил, стоят два двигателя Scania и на каждом имеется дизельный генератор мощностью 26 киловатт, что позволяет технике эффективно работать. Данные суда для амурского бассейна специфичны. Вообще для сбора нефти на реках раньше не было судов, да и кроме нашего предприятия ни у кого в стране их нет.Евгений Поляков, начальник участка эксплуатации водного транспорта ООО «Транснефть — Дальний Восток».
Команда «ТНДВ-1» спускает по обоим бортам нефтеуловители — два 9-метровых бона на закреплённых на корпусе кронштейнах. Пока «единичка» приступает к сбору «разлившегося сырья», два её близнеца разворачивают с кормовой части 200-метровые боновые заграждения, которые скрепляют между собой. Они окружают «ТНДВ-1» с двух сторон так, чтобы ничего не просочилось мимо устранителей условного ЧП.
На судах имеются стационарные боновые ограждения — по 200 метров на катушках. Также они могут распускать распорки, собирать в себя нефть. Для этого у них по двум бортам имеются ёмкости — порядка десяти кубов каждая. То есть судно заходит на проблемный участок, закачивает в себя нефть и доставляет её на стационарный пункт откачки и затем может снова возвращаться к операции. Изначально это суда изготовлены по морскому проекту, по классу регистра они могут работать даже при ледовом покрове, могут работать по классу «река-море».Евгений Поляков, начальник участка эксплуатации водного транспорта ООО «Транснефть — Дальний Восток».
На завершающей стадии тренировки сотрудницы лаборатории эколого-аналитического контроля берут пробы речной воды для анализа, чтобы убедиться, что следов нефти в ней нет. На всю водную часть тренировочной операции ушло 2,5 часа, что, по оценке руководства, является хорошим показателем.
Все этапы работ выполнены в установленные нормативы времени, даже с некоторым опережением. На локализацию разлива нефти на акватории во внутренних водах, то есть на реках и внутренних морях, отводится четыре часа.Леонид Строганов, ведущий инженер по предупреждению чрезвычайных ситуаций ООО «Транснефть — Дальний Восток».
Река Амур — это нестандартная река, у неё очень сложные гидрологические характеристики. У неё очень большое течение, она широкая, перепады уровня воды в течение сезона очень большие.Леонид Тубольцев, начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования ООО «Транснефть — Дальний Восток».
Как уточнил Леонид Строганов, институты «Транснефти» проводили гидрологические исследования районов Амура. Затем на основе математического моделирования они определяли места эффективной установки боновых заграждений. На основании этих расчётов и отрабатывались действия на практике.
По словам представителей предприятия, тренировки во время навигации на Амуре проходят практически каждый месяц. ВСТО-2 — современная и надёжная магистраль, проходящая через четыре российских региона и пересекающая на своём пути 41 водную преграду, а также более 500 малых рек и ручьёв. Такие учения ещё больше повышают уровень экологической безопасности.