Posted 19 сентября 2017, 22:11
Published 19 сентября 2017, 22:11
Modified 17 сентября 2022, 14:41
Updated 17 сентября 2022, 14:41
Фестиваль «Приморские струны» ежегодно собирает людей, интересующихся жанром бардовской песни. Организаторы сообщили, что в этом году в число участников вошли и начинающие барды с собственными композициями. В интервью РИА «Восток-Медиа» представитель жюри, преподаватель Центра дополнительного образования «Надежда» Елена Рогалевич поделилась впечатлениями от выступлений конкурсантов и размышлениями на эту тему:
- Уровень исполнения гораздо выше, чем в прошлые годы. А главное - ни в одной песне не было «грязных моментов». Помню времена, когда в рамках фестиваля конкурсанты пытались использовать в своих песнях нецензурную брань, вставлять блатные слова. Но сейчас организаторы не то чтобы запрещают участникам это делать – просто объясняют им, с какой целью проводится мероприятие. А главная наша задача - сделать мир лучше. Мы все и живём для того, чтобы улучшить наш мир. Поэтому не нужно лишней «грязи» на сцене.
- Елена Владимировна, а какие композиции вы услышали в этом году?
- Самые разнообразные. Это были светлые песни, от которых на душе у всех зрителей, организаторов и коллегии жюри становилось легче. Звучали песни и стихи про Приморье, солнце, про Владивосток. И про любовь, конечно.
- Большая часть участников фестиваля - начинающие барды. Что вы можете сказать об их уровне подготовки?
- Многие, кто только начал изучать гитару, уже показывают достойный уровень бардовской песни. И очень радует то, что многие исполнители в качестве конкурсной композиции использовали композиции корифеев бардовской песни. Всё-таки это был юбилейный, 40-й, фестиваль «Приморские струны». Очень много вспомнили тех, кто стоял у истоков этого жанра. Звучали композиции Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Беллы Ахмадулиной. Но наряду с этим лирические песни советских композиторов тоже присутствовали. К примеру, ансамбль из Дворца культуры железнодорожников представил много песен Олега Атаманова.
- К слову о «новичках». Как стать хорошим бардом? Что для этого необходимо?
- Жанр бардовской песни доступен каждому. Для этого не нужно профессионального владения музыкальным инструментом, в частности, гитарой. Достаточно знать несколько основных аккордов, чтобы наложить их на текст, и уже получится полноценная композиция. Главное - петь душой: чтобы в каждой песне присутствовала душа самого исполнителя. И это должен ощущать зритель.
- А с чего начался ваш творческий путь?
- Музыка всегда присутствовала в моей жизни, особенно бардовская песня. Раньше это было как хобби: в студенчестве мы собирались в бардовских клубах и пели различные композиции. В дальнейшем основная моя работа (а по первому образованию я – технолог пищевого производства) заняла большую часть жизни, и времени заниматься музыкой стало меньше. Но, по счастливой случайности, гитара и песни - теперь ещё и моя основная профессиональная деятельность. Просто на одном из фестивалей прошлых лет директор Центра дополнительного образования «Надежда» Эсфира Потапова предложила мне стать педагогом в их учреждении и работать с детьми в музыкальном направлении. Я переквалифицировалась в преподавателя, и теперь могу не только сама исполнять песни и играть на гитаре, но ещё и рассказывать детям об основоположниках бардовской песни.
- Как юные музыканты сейчас воспринимают жанр бардовской песни?
- Детки, возраст которых от десяти лет, прекрасно воспринимают все эти композиции. Вместе с ними мы разучиваем песни Булата Окуджавы, лирические композиции основоположников данного жанра. Во-первых, это всё мелодичные композиции. Во-вторых, как я уже говорила, они не требуют профессионального владения гитарой. Вот они, в силу своих детских возможностей, выучили несколько аккордов и уже могут себе аккомпанировать, петь какую-то простую песню.
- Можно ли привить ребёнку любовь к музыке?
- Любое обучение требует времени и усилий. В том числе, обучение игре на музыкальных инструментах. По ребёнку сразу видно - нравится ему заниматься музыкой или нет. Если нет, то зачем тогда заставлять его это делать? Также, как и научить малыша играть на гитаре. Даже по первым шагам видно, хочет ли ребенок научиться владеть гитарой, или нет. Привить желание? Даже не знаю, как его можно привить. Думаю, что это невозможно сделать. Можно только с ранних лет приобщить к искусству. Например, родителям следует периодически водить ребёнка на различные концерты, посещать вместе с ним театры.
- Елена Владимировна, как вы считаете, хорошо ли развито бардовское направление в Приморском крае?
- Как я уже говорила ранее, в мои студенческие годы практически в каждом институте были свои клубы бардовской песни. Сейчас на территории Приморского края их, можно сказать, нет. Остался только центр «Приморские струны», а больше никакие клубы нам и неизвестны. Очень мало таких творческих объединений – их не хватает. При этом в Приморском крае много фестивалей для начинающих бардов и профессионалов своего дела. К примеру, «Иманские звезды», которые уже три года существует в Дальнереченске. Подобного рода мероприятия организуют и в Лесозаводске, Славянке.
- Возвращаясь к теме фестиваля «Приморские струны»: принимали ли участие ранее в мероприятии? Чем фестиваль 2017 года отличается от предыдущих?
- В качестве конкурсанта «Приморских струн» я периодически принимала участие с 1982 года. А в совет жюри я вошла с 2009 года. Я думаю, что этот фестиваль отличается от фестивалей предыдущих годов своей теплой и дружелюбной атмосферой. Во-первых, люди больше стали привозить детей на фестиваль. Конкурсантами в этом году стали школьники старших классов, участники детских учреждений дополнительного образования. Нас это не могло не порадовать. Во-вторых, хочется отметить и то, что в этот раз во время фестиваля во Владивостоке лил дождь, ночью уже ощущался холодный ветер. Но никто из участников и зрителей не расходился. До последнего аккорда все сидели на свежем воздухе и слушали исполнение бардов. Очень тёплая атмосфера фестиваля была в этом году.
С Еленой Рогалевич беседовала Маргарита Рябикова