Литература в России постепенно возвращает себе авторитет, считает писатель Роман Сенчин – автор романов «Елтышевы», «Информация», «Зона затопления», повестей «Лёд под ногами», «Нубук», «Минус» и других. В рамках проекта «Большая книга – встречи в провинции» Сенчин пообщался с жителями Владивостока в библиотеке «БУК», сообщает РИА «Восток-Медиа».
Уроженец Тувы, Сенчин долгое время жил в Москве, недавно переехал в Екатеринбург. Он считает, что писатель может жить в провинции, при этом полноценно участвуя в общероссийском литературном процессе:
«Когда я в 90-е годы входил в литературу, кроме Москвы, публиковаться и заявить о себе было негде. Ситуация изменилась – благодаря премии «Дебют», форуму молодых писателей. Сейчас почти все более или менее молодые авторы живут не в Москве, при этом чувствуя себя на равных в литературной жизни. Я думаю, это правильно, потому что не только Москвой живёт наша литература. Чем больше писателей распылено по просторам нашей огромной и широкой страны, тем лучше. На Сахалине живёт Александр Морев, в Карелии – Дмитрий Новиков, в Ростове-на-Дону – Денис Гуцко. Я могу назвать очень много авторов, которые имеют российское звучание, но живут в совершенно разных и очень далёких от столицы местах. И издатели ищут новых писателей, особенно тех, кто пишет про Россию немосковскую, немегаполисную».
Романа Сенчина считают одним из наиболее ярких представителей «нового реализма». Критики нередко называют его прозу «мрачной». Вот что говорит по этому поводу сам писатель:
«Я реалист, пытаюсь более или менее объективно зафиксировать некоторые, к сожалению, часто неприглядные стороны нашей жизни. Литература вообще фокусируется на проблемах, на трагедиях, драмах. Радостных произведений литературы как-то и не вспомнить, везде таится какая-то беда. Сейчас реализм – не главное направление, и вообще слава богу, что главного направления сегодня нет. На равных представлены антиутопия, фэнтэзи, андеграунд. Тенденцию – куда литература повернёт – проследить сложно, но то, что сейчас литература полнокровная, это однозначно. Единственное, не хватает того, что раньше называли «массовым читателем». Но постепенно литература в России возвращает себе вес. От неё снова ожидают пусть не ответов, но хотя бы вопросов, которые мучают людей».
Сейчас Сенчин работает над романом под названием «Дождь в Париже»:
«Его действие происходит в Париже, но герой вспоминает о детстве, юности, которые прошли в Туве, куда он после нескольких дней во Франции вернётся. Это книга о Туве и о русском мире, который внутри России кое-где сужается».
Среди современных зарубежных писателей Сенчин выделяет Орхана Памука и Мишеля Уэльбека, которых он считает для себя «камертонами». Из отечественных книг последних лет отметил повесть «Ура!» Сергея Шаргунова и роман «Санькя» Захара Прилепина:
«В них я увидел те же мысли, чувства, которые волнуют и меня, но сам я не смог их так выразить. Поэтому я и немножко завидую, и довольно часто возвращаюсь к этим книгам».
«Ещё Боккаччо в 14-м веке сказал, что литература должна развлекать, – ответил Сенчин на вопрос о миссии литературы. – Если умное и полезное произведение – скучное, оно не читается. Оно всё-таки должно быть увлекательным, не обязательно сюжетом. Литература должна облагораживать общество, может быть, даже от противного. Многие шли именно от противного, вроде того же Леонида Андреева или Достоевского, который описывал такие ужасы, на которые наши современные писатели просто боятся замахнуться».
Не исключено, что посещение Дальнего Востока даст Сенчину материал для новой прозы:
«Ищу какую-то современную историю про Дальний Восток. У меня уже довольно много регионов задействовано – Республика Коми, русский Север появляется. Но всё зависит от сюжета. Если я во Владивостоке в последнюю ночь попаду в какую-то историю, она может послужить сюжетом для рассказа».