Здоровье ребенка и, особенно его ВИЧ-статус, напрямую зависят от тех решений, которые принимают его родители. Отказ от лекарств в период беременности или излишний деспотизм, а также недосказанность в диалоге с подростком могут привезти к одинаково плачевным последствиям. О том, как говорить о ВИЧ с детьми, эксперты рассказывали в ходе отдельного круглого стола в Уссурийске, сообщает РИА «Восток-Медиа».
Место выбрано неслучайно: последние три года непочетную пальму первенства по показателю пораженности населения ВИЧ-инфекцией Уссурийский городской округ делит с Находкой. В этом году он – на третьем месте с показателем 734,7 на 100 тысяч населения.
«Когда на территории 1 % населения инфицирован, доказано наукой, что территории несет экономические потери, трудовые, стратегические, сопоставимые с потерями, наносимыми войной. А у нас таких территорий – более 10 в России. Есть такие, где 1,5 % или 2 %, а это уже генерализованная инфекция. В Уссурийске официальный показатель – 0,7 %, а мы знаем, что реальная цифра – выше раза в три, - комментирует психолог краевого СПИД-центра Елена Войтовская. - Поэтому, хорошо, что государство спохватилось и действительно выделяет средства не только на медицинские исследования и лечение граждан, но и на информационные кампании. 20 лет назад мы либо ничего не слышали, либо слышали только негативные «страшилки». Мы можем с их помощью доносить до людей правильную, научно грамотную информацию, в какой-то мере пытаться их успокоить и усилить бдительность».
Теоретически современные методы диагностики позволяют обследовать весь город Уссурийск за день. Но даже в таких масштабах тестирование не даст точную цифру инфицированных. Вирус может «скрываться» от теста до 3 месяцев с момента заражения. Все это время инфицированный может заражать других, сам того не зная.
«Случается так, что беременная мама – отрицательная. Рожает совершенно здорового ребенка, но заражается уже после родов от мужа, который не знал или не сказал. Мама кормит грудью лет до двух, и малыш вместе с молоком получает инфекцию, – комментирует заведующая лечебно-профилактическим отделом центра профилактики и борьбы со СПИД Светлана Ермолицкая. – Они могут узнать о диагнозе, когда ребенку будет уже лет 10. Обычно, обращаются с каким-то сопутствующим заболеванием и попадают в статистику ВИЧ-инфицированных».
Одним из важных изменений на государственном уровне медики считают обязательный анализ на ВИЧ для будущих пап. До 2013 года анализ дважды сдавала только будущая мама. С 2013 года в Приморье, а с 2015-го - во всей России, анализ на ВИЧ обязали сдавать и будущих пап, а беременных стали обследовать на ВИЧ три раза.
«20 лет назад мы беременным женщинам с ВИЧ говорили честно: родить здорового ребенка практически невозможно. Сегодня мы говорим: рожайте. Если вы все выполняете, то в 99 % вы родите здорового ребенка, - комментирует Елена Войтовская. – Конечно, с непониманием сталкиваемся в своей работе очень часто. И беременные отрицают свой диагноз, и детям не хотят давать препараты. Да что там говорить, еще 10 лет назад я организовывала тренинги для молодежи как раз в части профилактики ВИЧ. Естественно, деньги выделялись муниципальные, но мне довелось слышать, что лучше бы финансы направили на лишнюю тарелку борща в детский дом, чем забивать головы детей чем-то непонятным. А когда эти дети «сгорают» от наркотиков в 18 лет, начинаем бить тревогу. Обидно, конечно, что общество предпочитает закрываться от проблемы, чем узнать ее, понять и знать, как защитить себя и близких».
Алгоритма действий на тему «как рассказать ребенку о существовании ВИЧ» пока не придумали. Но следовать простым правилам в диалоге со своим малышом может каждый.
- Психологи рекомендуют сложные темы обсуждать несколько раз. Дети быстро забывают информацию.
- Не стесняйтесь спросить ребенка, что он сам думает об этом, если он задаст вам вопрос о сексе или наркотиках. Вы сможете определить уровень его знаний и подобрать правильный ответ.
- Укрепляйте самооценку ребенка. Исследования показывают, что это – один из главных факторов риска в вопросах заражения ВИЧ. Неуважение к себе может привести к тому, что подросток не сможет отказаться от наркотиков в компании или незащищенного секса. И уровень знаний будет совершенно не при чем.
- Научите его говорить «нет». Смоделируйте такие ситуации, объясните, что его товарищи не всегда могут оценить последствия своих поступков. В этом и отличие настоящих друзей от мнимых. Чаще говорите о своем негативном отношении к любым наркотикам. И обязательно аргументируйте: деспотичное «нет» без объяснений может только подогреть интерес подростка.
«Если у ребенка ВИЧ, и он начинает задавать вопросы, объясните ему, что есть такое заболевание, оно на всю жизнь, но оно не опасно, если пить таблетки и выполнять ряд правил. Совсем не обязательно рассказывать всем друзьям о том, что у тебя ВИЧ. Любая болезнь вообще вещь интимная, - комментирует Войтовская. – Я, когда приезжаю в районы, всегда настаиваю над встречами с директорами школ, доношу до них информацию, рассказываю о профилактике. Конечно, последние годы информационная политика настаивает на пропаганде целомудрия, и говорить о подростковом сексе как бы нежелательно. А как говорить о ВИЧ и не говорить о сексе? Конечно, никто не пойдет к первоклассникам, но в старших классах об этом вполне можно рассказывать».
В 2017 году в Приморье родилось 94 ребенка от ВИЧ-инфицированных мам. 78 % мам получили полную трехэтапную профилактику. Почему не все 100 %? Сознательный отказ от лечения или поздний визит к врачу, - имеют ли значение причины, если следствием является заражение младенца? До 1,5 лет малыши стоят на учете в СПИД-центре. Вплоть до момента, пока диагноз не снимут или не подтвердят. Почти 2 года даже самая грамотная и подкованная мама живет в страхе и напряжении, ожидая вердикта врачей. Стоит ли это упрямства или халатности, проявленной в период беременности? Несмотря на все усилия медиков, консультантов, волонтеров и просто неравнодушных людей, все еще велик процент тех, кто относится к инфицированным, как к прокаженным. Они встречаются и среди работников образовательных учреждений, простых прохожих и даже медиков. Их мнение не изменить ни за один, ни два, ни даже сотню дней. Но в силах каждого из нас воспитать физически и психологически здоровое поколение, свободное от глупых предрассудков.