Posted 29 ноября 2017, 07:24
Published 29 ноября 2017, 07:24
Modified 16 августа 2022, 19:45
Updated 16 августа 2022, 19:45
Руководство АО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1» обратилось к врио губернатора Приморья Андрею Тарасенко с просьбой оказать содействие в решении вопроса о включении предприятия в число резидентов Свободного порта Владивосток. Заявка «Восток-1» на реализацию инвестиционного проекта в рамках Свободного порта была не так давно отклонена АО «Корпорация развития Дальнего Востока», по причине того, что инвестиционные проект осуществляется «в рамках действующего бизнеса». Об этом сообщает РИА «Восток-Медиа».
Предприятие собирается реализовать инвестиционный проект «Освоение глубоководных объектов промысла Дальневосточного бассейна на глубинах 1200-2500 метров». Проект предусматривает инвестиции в объеме 400 миллионов рублей за счет собственных средств в течение ближайших трех лет, в результате которых будут разработаны и внедрены новые орудия лова и оборудование для работы с ними, осуществлено переоборудование промысловых судов. Реализация проекта позволит вылавливать недоступные до настоящего времени водные биоресурсы и значительно увеличить ресурсный потенциал страны. Планируется увеличение вылова глубоководных объектов на 30 процентов, учитывая огромные биологические запасы на этих глубинах, создание новых рабочих мест и увеличение отчислений в бюджеты различных уровней на 800 миллионов рублей.
Проект получил концептуальную поддержку Федерального агентства по рыболовству России, о чем заместитель руководителя агентства Василий Соколов проинформировал руководство рыбколхоза «Восток-1».
«Более десяти лет потребовалось нашей компании на то, что бы освоить уверенный стабильный промысел на глубинах до 1 200 метров, освоить технологии лова на этой глубине и выпуска продукции из глубоководных объектов, а самое главное найти рынки сбыта для неизвестной населению продукции. За эти годы флот прошел две значительные и дорогостоящие модернизации, которые потребовало увеличение глубины промысла. Лишь в последние пять лет мы вышли на рентабельные показатели работы, покрыли огромные кредиты и займы и достигли хороших экономических показателей, увеличили флот до 18 единиц. Эти результаты ощутил и бюджет Приморского края так как совокупные отчисления в различные фонды выросли в 3 раз и достигли по итогам 2016 года 422,4 миллионов рублей, что позволило занять первое место в Рейтинге рыбохозяйственных предприятий Приморского края, проведенном Департаментом рыбного хозяйства» - сообщил генеральный директор рыбколхоза «Восток-1» Александр Сайфулин.
Новый проект предприятия предполагает освоения промысла на глубинах до 2500 метров, поскольку большей глубине запасы водных биоресурсов еще выше, и принцип «чем больше глубина, тем выше уловы» обоснован наукой и практикой. Предприятие могло бы реализовать этот проект и без господдержки, но на это снова потребуются долгие годы.
«Учитывая возрастающую мировую конкуренцию за природные ресурсы, рынки сбыта, мы не можем вновь растягивать реализацию этого проекта на пятнадцать лет, иначе будет потеряно преимущество лидеров и пионеров в этом направлении» - уточнил Сайфулин.
Тем не менее, заявка «Восток-1» на заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории Свободного порта Владивосток была отклонена 27 октября. В ответе, полученном от «Корпорации развития Дальнего Востока», говорится, что проект осуществляется в рамках действующего бизнеса, заявленный вид предпринимательской деятельности осуществлялся заявителем ранее и не является для него новым.
При этом предприятие просит не все льготы, полагающиеся резиденту Свободного порта, а только одну – саму важную, просчитанную и имеющую конкретное целевое назначение и свою роль в проекте. А именно, речь идет о снижении социальных сборов с заработной платы. А высвободившиеся финансовые ресурсы предприятие планирует направить на увеличение реальных доходов экипажей судов, занятых в глубоководном промысле.
«В технической части реализации проекта мы не имеем никаких сомнений, самое большое беспокойство у нас вызывает именно стабильность кадрового состава. Во-первых, нам надо закрепить профессиональные кадры и сделать работу на глубине для них привлекательной, во-вторых, нам надо предотвратить переманивание специалистов и утечку технологий и наработок, особенно за рубеж, а учитывая возросший интерес со стороны иностранного бизнеса – это реальные риски и угроза. Одновременно повышать оплату труда и инвестировать огромные средства в технику нам будет крайне сложно, в результате придется замедлять темпы внедрения и реализации проекта» - считает Александр Сайфулин.
Именно поэтому предприятие обратилось к главе региона, как к члену наблюдательного совета Свободного порта Владивосток, с просьбой оказать содействие в объективном и всестороннем рассмотрении и анализе этого проекта, как нового вида деятельности и нового направления в промышленном рыболовстве.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов прокомментировал ситуацию следующим образом:
«Из-за несовершенства законодательства дальневосточные рыбаки и портовики не могут стать резидентами Свободного порта. Это нонсенс, но таковы реалии. В отечественной рыбохозяйственной отрасли применяется исторический принцип распределения долей квот на добычу водных биоресурсов. В настоящее время доли квот заключаются на десять лет, а начиная со следующего года, будут заключаться договора на пятнадцать лет. В этих условиях рыбаки не могут создавать новые предприятия, что требует закон о Свободном порте, потому что такие предприятия окажутся без истории, и, соответственно, без квот. В то же время государство ставит перед отраслью задачу по увеличению объемов вылова до шести миллионов тонн к 2020 году. А где их взять, эти объемы, в условиях жесткой конкуренции? «Восток-1» выступил с прекрасным проектом освоения глубоководных ресурсов, которые до настоящего времени не осваивались. Это реальный путь к увеличению объемов вылова, в частности, по глубоководным видам крабов. Но получить преференции, предусмотренные законом о Свободном порте, предприятие не может, как не могут и другие рыбохозяйственные предприятия. Это не правильно, такие законы надо менять».
Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья направила письмо сенатору от Приморского края Людмиле Талабаевой с просьбой обратиться в Минвостокразвития с требованием обеспечить вхождение действующих рыбацких предприятий с новыми инвестиционными проектами в резиденты Свободного порта Владивосток.
В отраслевой ассоциации считают, что «Корпорация по развитию Дальнего Востока» полностью проигнорировала действующее законодательство. Так одной из целей закона о Свободном порте является создание и развитие производств основанных на применении современных технологий», а в постановлении Правительства РФ №1123 отражен критерий отбора для проекта: «Новый инвестиционный проект». Вместе с тем, закон «О рыболовстве» основан на историческом принципе, исходя из которого, в отрасли все предприятия имеют свою историю, но позиция КРДВ фактически поставила заслон для рыбацких предприятий Дальнего Востока по участию в инвестиционной деятельности в рамках закона «О Свободном порте Владивосток».
А один из отраслевых экспертов, пожелавший остаться неназванным, был более резок в оценках. По его мнению, в законе о Свободном порте изначально была заложена норма, противоречащая самой идее этого проекта:
«Федеральный закон о развитии ДВ был принят, а деньги на поддержку региональных бюджетов в случае выпадающих доходов при реализации инвестпроектов действующими предприятиями никто не дал. Думаю, что именно по этой причине решили сделать обструкцию этому закону в обрезании прав заявиться действующему бизнесу. А рыбаки вообще заложники исторического принципа закона о рыболовстве, новых не может быть рыбаков, даже реорганизация идёт от правообладателя, кто исторически владел долями квот. Закон о Свободном порте и проставление правительства дают возможность предприятиям стать резидентом, но, похоже, чиновникам из госкорпорации закон не писан. В борьбе с этим административным барьером остается надеяться на поддержку нового главы региона, либо обращаться в суд».