Дальневосточные браконьеры зачастую уходят от ответственности из-за несовершенства закона. Как сообщает РИА «Восток-Медиа», об этом говорили на минувшей неделе в Хабаровске, где под руководством заместителя Генпрокурора Юрия Гулягина прошло заседание рабочей группы, посвящённое добыче на Дальнем Востоке водных биоресурсов.
В работе группы приняли участие представители аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в ДФО, Минвостокразвития, федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных и контролирующих органов РФ и федерального округа, сотрудники управления Генеральной прокуратуры РФ в округе, представители Главной военной прокуратуры, военных прокуратур Восточного военного округа и Тихоокеанского флота, Дальневосточной транспортной прокуратуры, руководители рыбохозяйственных общественных организаций. На заседании были рассмотрены вопросы состояния законности в сфере охраны, воспроизводства водных биологических ресурсов в Дальневосточном федеральном округе и дальнейшего межведомственного взаимодействия.
В заседании рабочей группы принял участие президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ) Герман Зверев. В своём выступлении он озвучил ряд фактов, на которые, по его мнению, следует обратить внимание правоохранительным и судебным органам.
Так, в 2008 в Федеральный закон о рыболовстве была введена норма о запрете ввоза в Российскую Федерацию рыболовных сетей из синтетических материалов и электроловильных систем. Таможенным органам Российской Федерации было предписано при обнаружении рыболовных сетей из синтетических материалов осуществлять их изъятие. Правительством Российской Федерации установлен порядок уничтожения изъятых рыболовных сетей из синтетических материалов.
«Что на практике? Судами Камчатского края в 2015 году было рассмотрено 41 дело, возбужденное по статье 256 Уголовного кодекса, в 39 – фигурирует запрещённое орудие лова -сеть жилковая. Из 22 уголовных дел, рассмотренных судами Магаданской области в 2015 году, в 14 – браконьерский промысел осуществлялся с применением жилковых сетей. Ту же ситуацию судебная власть отмечает в 2016 и в 2017 годах. Почти во всех судебных актах, где объектом преступлений являются лососевые породы рыб, указывается, что преступление совершено запрещенным орудием лова. Рыболовные сети, запрещенные в обороте, тем не менее, свободно продаются на рынках Дальнего Востока» - отметил президент крупнейшего отраслевого объединения.
Кроме того, по мнению эксперта, пока недостаточно используются в целях борьбы с браконьерством возможности принятого в 2008 году закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Судебные акты должны и могут являться важным источником информации, позволяющим оценить масштабы браконьерского промысла. Мониторинг судебных актов, размещенных в государственной автоматизированной системе «Правосудие», мог бы сформировать достоверную статистику для дальнейших мер по борьбе с браконьерством. Но этого не происходит.
С 2014 по 2017 годы в Хабаровском крае рассмотрено 142 уголовных дела по ст. 256 УК РФ. Вынесен 71 обвинительный приговор, в 70 случаях из судебных актов изъяты сведения о размере экологического ущерба. В Приморском крае в 6 случаях из 13 рассмотренных судами уголовных дел, возбужденных по статье 256 УК РФ, суд изъял сведения о размере ущерба из 4 судебных актов. Судами Сахалинской области в 2015 году рассмотрено 74 уголовных дела, возбужденных по статье 256 Уголовного Кодекса. В 30 случаях в уголовных делах сведения о размере экологического ущерба изъяты из текстов судебных актов. В 2016 и 2017 годах ситуация не изменилась.
«В то же время суды Камчатского края полно и скрупулезно указывают в приговоре или постановлении по уголовному делу сведения об ущербе, о количественном и видовом составе незаконно добытого улова» - уточнил Зверев.
Помимо этого, эффективность борьбы с браконьерством снижает легкость, простота и доступность такого правового исхода, как прекращение производства по уголовному делу ввиду «деятельного раскаяния». Такой исход уголовного судопроизводства имеет место даже в том случае, браконьерство совершено в составе организованной группы лиц, действовавших по заранее согласованному сговору в целях дальнейшей реализации продукции из незаконно добытого улова.
Подозреваемому, застигнутому органами рыбоохраны на месте преступления за преступной заготовкой икры лососевых, разделкой незаконно добытого улова или непосредственно за постановкой или выемкой сетей, достаточно написать объяснительную на стадии дознания и заявить суду ходатайство о прекращении производства по делу в связи с деятельным раскаянием. Объяснительная подсудимого будет воспринята судом как явка с повинной, а ходатайство о прекращении производства по делу – удовлетворяется судом в подавляющем большинстве случаев. Уголовное дело прекращается в связи с деятельным раскаянием, причем даже при непогашенном экологическом ущербе государству.
Подводя итоги заседания, заместитель Генерального прокурора РФ Юрий Гулягин указал на необходимость реализации органами контроля всего комплекса мер при решении вопроса о привлечении виновных лиц к административной или гражданско-правовой ответственности. Кроме этого, он предложил членам группы проанализировать состояние и итоги работы по противодействию организованной преступности и коррупционным проявлениям в сфере рыболовства, разработав конкретные предложения по повышению ее эффективности.