Корреспондент РИА «Восток-Медиа» побывал сегодня на месте трагедии, которая унесла жизни четырёх бездомных приморцев в ночь на 19 марта, на Крестовой сопке. Сейчас на пустыре остались только тлеющие руины сгоревших зданий, ещё одно жилое помещение и баня.
Около десятка людей молча слоняются по территории, ещё пять человек отдыхают в уцелевшем здании на этой же территории. Внутри – чисто и светло, одноэтажное пространство разделено на несколько комнат для маломобильных постояльцев приюта. Стоят двухъярусные кровати с постельными принадлежностями, небольшой диван и другие скромные предметы быта.
«Приземлилась на голову - хорошо, что вообще живая осталась»
Одна из проживающих там женщина рассказала, как ей удалось спастись из горящего дома: «Я спала, проснулась, уже всё полыхало. Кое-как успела штаны натянуть, обуви не нашла. Босиком начала выпрыгивать из окна, как и другие. Приземлилась на голову. Хорошо, что вообще живая осталась».
На вопрос о том, что стало причиной пожара, собеседница ответить пока не может. Пока, говорит, только догадки: «Мы никогда ни с кем из соседей не конфликтовали. Я имею в виду соседей из пятиэтажных домов. Наоборот, как-то все к нам относятся нормально, иногда даже помогают: кто - вещами, кто в плане коммунальных удобств. Один мужчина протянул нам шланг, чтобы мы не ходили за водой на колонку – это ведь долго и тяжело. А сейчас и постираться, и помыться стало проще. Мы вообще «серые люди». Никого не трогаем, ни с кем не ссоримся, живём мирно и тихо. Может быть мы кому-то «сверху» помешали? Не знаю».
Другой постоялец приюта – мужчина средних лет - рассказал, что на Эгершельде всё же с опаской относятся к ним, по сути, бездомным. «Бывает, идёшь с рынка, видишь, женщина тащит сумки тяжёлые. Помощь предложишь – донести пакеты. Реакция чаще всего одна и та же: грубо посылают. Странные люди», - считает собеседник.
«Это всё выдумка, что четверо погибших были прикованы к кроватям»
Единственный, кто в разговоре назвал себя по имени, - молодой человек Дима, которого местные обитатели называют «старшим». Он поделился: «Сразу после тушения пожара три сгоревших тела нашли - двух мужчин и женщину. Ещё одну женщину вытащили из горящего дома, но она скончалась до приезда медиков – надышалась угарным газом. Я и сам чуть сознание не потерял, когда несколько раз вдохнул этот воздух. Вообще я спал в третьем здании, там обычно живут люди, которым требуется дополнительный уход, не ходячие и так далее. Проснулся, когда уже всё горело, и побежал помогать».
Информацию о том, что некий волонтёр, помогавший вытаскивать людей из пожара, скончался в реанимации, Дмитрий не подтвердил: «Это всё неправда. Тем более, никаких волонтёров у нас здесь нет. Одного мужчину доставили в реанимацию, его уже «откачали», он жив. Сейчас находится под наблюдением врачей – тоже сильное отравление угарным газом получил. И он никого не спасал - его самого вытащили из огня и передали чуть позже медикам».
Рассказал он и о тех людях, которые погибли. По его словам, маломобильной была только одна женщина из четверых погибших.
«Она незрячая была. Ничего совсем не видела. Спала на матрасе на кухне – мест у нас просто больше нет. Скорее всего, во время пожара Наташа не смогла сориентироваться и самостоятельно выбраться из дома. И спасти её тоже не успели. Другая женщина – Вика – была ходячая, но недавно пережила инсульт. После него отнялась рука, также Вика немного прихрамывала, но это не мешало ей передвигаться. Вообще она у нас здесь еду готовила, помогала по дому и много ещё чего делала. Один из погибших мужчин – Рома – тоже перенёс инсульт. Второй - Александр – не имел вообще никаких ограничений в движениях. Истории о том, что все четверо были прикованы к кровати – выдумка. У нас есть специальный корпус, где содержатся маломобильные люди. За ними, конечно, требуется постоянный уход».
Сейчас обитатели приюта приходят в себя после пожара. Женщины затеяли стирку, так как все вещи пропахли дымом. Мужчины собирают остатки нажитого и сгоревшего имущества. После трагедии социальные работники привезли погорельцам хлеб и другие продукты – это единственная помощь от властей на сегодняшний день. По словам Дмитрия, обычно им помогают простые люди, жители близлежащих домов. Раньше бездомные расклеивали объявления с призывами о помощи, потом забросили это дело. Но теперь уже многие люди знают, что находится в домах по адресу Розничная, 39, и сами несут туда ненужные вещи, предметы обихода.
«Не пить, не курить и не ругаться матом»
«Старший» рассказывает, что в приюте есть три неоспоримых правила: не пить, не курить и не ругаться матом. Если последние два ещё могут простить, то алкоголя в периметре приюта точно не должно быть.
«Делаю два предупреждения, на третье – выгоняю. Конечно, потом одумываются, приходят назад. Больше не пьют. Живут тихо, мирно. Каждый из нас здесь пытается помочь друг другу. Те, кто уже встал на путь исправления, показывают пример вновь прибывшим. Также в пределах приюта запрещены азартные игры, ведь большинство здесь оказались именно из-за своего азарта. Развлечений здесь толком нет никаких, только телевизор. Обычно всегда есть, чем заняться. Работы много. Удобств в виде туалета, ванны тоже нет. Есть баня, там мы и моемся, и вещи стираем».
Собеседник добавил, что моложе 30 лет в приюте никого нет. Люди здесь появляются по разным причинам: у кого-то возникли проблемы в семье, кто-то остался без жилья и документов. Кроме того, постояльцев сюда привозят сотрудники полиции, медики. В течение полугода удаётся восстановить документы в среднем на одного человека. Процесс не быстрый, но это лучше, чем ничего. Сейчас все погорельцы, которые были во время пожара в здании, находятся на допросе в отделении полиции. После процедуры их вернут обратно на пустырь на Эгершельде.
«Местная молодёжь запросто могла устроить поджог»
Среди предположительных версий возникновения пожара Дима выделяет несколько: замыкание проводки, неосторожное обращение с электроприборами. Версию поджога парень также не исключает.
«Взрослые люди поджог устроить не могли. Но вот местная молодёжь – запросто. Здесь так относятся к бездомным – страшно. Глаза выкалывают ножницами, нанося больше трёх десятков ударов. Поэтому, не исключено, что кто-то решил поджечь дом с бомжами», - рассказывает молодой человек.
Ранее РИА «Восток-Медиа» писало о том, что общая площадь возгорания составила 70 квадратных метров. Во время ликвидации огня из здания вывели четверых человек, еще семерых – эвакуировали. Сейчас прокуратура Приморского края проверяет информацию о сгоревшем приюте для бездомных во Владивостоке. Ведомство установит, насколько была законна «организованная деятельность по предоставлению услуг размещения граждан с круглосуточным пребыванием в здании». Проверка также выявит официальный статус объекта и возможность размещения там граждан без определённого места жительства.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту гибели людей во время пожара. Речь идёт о третьей части 109 статьи Уголовного кодекса РФ (Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам).