Региона этот подъём тоже коснулся, однако сейчас в этом сегменте бизнеса не всё так позитивно.
Неожиданный рост — непредвиденный спад
«В прошлом году пошёл интересный рост производства. С чем он связан, понять никто не может. Рост начался летом и продолжился до конца года. А вот с начала этого года пошла динамика падения — все мебельщики страдают и плачут: салоны, магазины, федеральные сети. Даже производители с запада страны жалуются на снижение объёмов производства. У нас оно тоже есть, но не такое, чтобы расстраиваться»генеральный директор мебельной фабрики «Династия» Дмитрий Саксонин.
Поддержку спросу должен был оказать запрет на закупку иностранной мебели для госнужд. Он вступил в силу в декабре прошлого года. Инициаторами меры стали Торгово-промышленная палата, Ассоциация мебельной промышленности и Минпромторг. Однако не для всех эти поправки стали спасительными. Так, «Династия», которая обставила мебелью больницы, кабинеты чиновников, суды, институты и аптеки, отказалась от участия в аукционах для госучреждений.
Всё дело в местной специфике. В Хабаровском крае проблем с иностранными конкурентами практически нет: ближайший иностранный производитель — Китай, однако мебель из этой страны не проходит по экологическим нормативам. К тому же из-за высокого курса доллара отовариваться в Поднебесной стало совсем не выгодно.
«В России научились делать хорошую, качественную мебель. И плита российская сейчас по своим качествам превосходит китайскую в разы. А вот что касается аукционов, то участвовать в них невыгодно. Производитель не может опускаться в цене, как того требует государство — себестоимость не позволяет этого сделать. Всё меньше компаний хотят в этом участвовать. Мы от аукционов ушли. Это реально стало невыгодно»генеральный директор мебельной фабрики «Династия» Дмитрий Саксонин.
Каждый выбирает по себе
Конкуренцию на местном рынке крупным производителям в Хабаровском крае пытаются составить индивидуальные предприниматели. Однако мастера-одиночки, по признанию руководителей крупных предприятий, не могут забрать клиентов — каждый выбирает по своему кошельку и голосует за своего производителя.
«Не у всех есть деньги на тот же кухонный гарнитур, поэтому и обращаются к народным умельцам. Дело в том, что страдает качество изделий и люди — не всё там гладко проходит. Люди хотят сэкономить, а в итоге платят дважды. Поэтому такие умельцы нам не мешают, а порой даже помогают — много случаев, когда к нам после таких мастеров приходят за помощью. Кто хочет получить хороший продукт, никогда к таким мастерам не пойдут», генеральный директор мебельной фабрики «Династия» Дмитрий Саксонин.
Однако не все индивидуальные предприниматели делают ставку на скорость, забывая о качестве и дизайне. Глеб Аленишко несколько лет проработал в медиа-сфере, а увлёкшись столярным делом решил окончательно завязать с журналистикой. Уже около года он занимается изготовлением мебели и подходит к этому как к творчеству: каждый заказ для него превращается в произведение искусства. Для изготовления своих изделий начинающий мастер использует эпоксидную смолу, инкрустирует мебель минералами и полудрагоценными камнями. Срубленный сучок не становится помехой или поводом избавиться от доски, как это происходит на крупных производствах. Место от ветки превращает в элемент декора.
«Я пока только начинаю работать в этой сфере. Увлёкся столярным делом, оно было для меня как хобби — приезжал в крупную мебельную мастерскую к знакомому по выходным или по вечерам. Там на практике многому научился, потом уволился, прошёл курсы для начинающих предпринимателей и открыл ИП. От шкатулок и разделочных досок постепенно перешёл на мебель. Сейчас начинаю сотрудничать с агентствами, которые занимаются дизайном интерьеров, и ищут исполнителей для воплощения задумок. Я чувствую, что свою нишу нашёл, потому что делаю всё своими руками, пусть и дольше, но скрупулёзней, с мелкими деталями, вкладывая душу», Глеб Аленишко, столярная мастерская White Forest.
Сейчас для производства он арендует рабочее место в мебельной мастерской, всё выполняет сам, поэтому берётся только за заказы, которые будут ему по силам. Спрос на продукцию есть. Чтобы развиваться и расширять производство, предприниматель планирует открыть свою мастерскую, оборудовать её и дать волю творчеству, однако до этого намерен пройти обучение на западе.
«Есть сложные задачи в столярном производстве, с ними сталкиваешься не сразу, начинаешь искать решения. Поэтому очень хочется расширить свои знания»,Глеб Аленишко.
Погоня за брендом
Сейчас клиенты мастера — люди с достатком выше среднего. Более состоятельные покупатели гонятся за брендом. При этом им не важно качество и дизайнерские находки. С такой проблемой уже несколько лет не может справиться производитель эксклюзивной авторской мебели из массива дерева «Де Сандр». Мебель, которую изготавливают в Хабаровске, выдают за итальянскую и в погоне за эксклюзивностью не называют настоящего производителя.
«О нас никто не знает. У людей шок, когда они приходят к нам в салон и видят нашу мебель. Она может конкурировать с лучшими итальянскими компаниями. Лишь один процент клиентов делает нам рекламу и рекомендует знакомым. Остальные либо молчат, либо выдают за итальянскую, чтобы ни у кого больше такой мебели не было», директор компании «Де Сандр» Александр Довганик.
Мебель делают из ценных пород древесины. Производство расположено в дальневосточной столице. Владелец «Де Сандр» два года работал с итальянскими компаниями, перенял у них дизайнерские находки и секреты изготовления мебели. Шкафы и комоды, кухни и диваны, столы и стулья делают вручную. Четыре мастера фрезеруют дерево на японском, итальянском и русском оборудовании, дальше в дело вступают лишь умения работников: они сами вырезают элементы, шкурят. Таких мастеров в городе единицы, поэтому и подобных производств в регионе практически нет.
«Производство очень затратное: кубометр ореха стоит десять тысяч, а в Италии за 230 долларов можно уже заготовку взять. Здесь же приходится брать доску необрезную, от которой 30-40 процентов уходят в отходы. Литр итальянского или немецкого лака обойдётся в пять-шесть долларов. У нас ситуация сложнее, чем у крупных производителей — себестоимость составляет процентов 70», директор компании «Де Сандр» Александр Довганик.
Граница на замке
Чтобы привлечь клиентов, производитель предлагает и готовый интерьер для общественных мест, а также коттеджей и квартир. Подобные меры поддерживают даже на федеральном уровне.
«Вместе с теми, кто жильём торгует, начинают работать мебельщики. Начинают торговать не только квартирами с отделкой, но и со встроенной мебелью. И это уже разные варианты работы под заказ, когда квартиры не только строят, отделывают, но и оснащают. Такая форма работы набирает обороты»,президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Говорят на федеральном уровне и о конкуренции, которую российская мебель должна составить на иностранном рынке. Для производителей эта задача должна стать одной из главных.
«Сегодня задача стоит максимум: всё то, из чего делается мебель, должно производиться в России. И нужно осваивать зарубежные рынки, что в общем-то неплохо уже сегодня делается», президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
Однако для Хабаровского края эта задача пока является сложной. В авторской мебели конкуренцию составляют иностранные производители — фабрики Италии, но всё чаще Китая. По этой причине об экспорте по эту сторону границы пока не задумываются. Трудности в этом направлении возникают и у крупных производителей.
«Были идеи поставок на экспорт, сейчас прорабатываем этот вопрос, но пока наша мебель не идёт. Китайцы отказались — у них уже другие материалы, большие производства и мобильность лучше. А на запад вести с Дальнего Востока невыгодно, можем обеспечивать только свой регион и конкурировать с западными производителями более высоким качеством», енеральный директор мебельной фабрики «Династия» Дмитрий Саксонин.
Пока же производители вкладываются в обновление оборудования и новые дизайны, чтобы удержать местного покупателя и отвоевать у его у западных компаний.