На сегодня в процесс распространения наркотиков вовлечены подростки и молодые люди до 25 лет, как парни, так и девушки. Приморский адвокат Игорь Поляков говорит, что изолятор и тюрьмы ими забиты.
Подростки занимаются этим грязным делом, потому что они воспринимают это как игру, ходят и ищут закладки, происходит выброс адреналина. Ещё неокрепшим умам внушают, что наркотики — это лёгкий заработок. Одна закладка может стоить около 500 рублей, десять закладок разложить, и это сразу пять тысяч рублей получается. И не обязательно, чтобы их купили, нужно всего лишь сфотографировать место и отдать координаты.Также на этот путь зачастую встают и дети из обеспеченных семей, им хочется своего заработка, желают почувствовать свою независимость, подросткам может быть скучно.
Однако парадокс в том, что когда они занимаются распространением, они делают это группами, и в итоге сотрудники полиции ловят одного из мелких барыг, который сдаёт своих приятелей. Игорь Поляков отмечает, что детей обязательно поймают, это неизбежно. Арест — это лишь вопрос времени, потому что всех разом невозможно арестовать, так как не хватит физических сил. Дети попадутся, а для тех наркоторговцев, кто ими руководит, они являются расходным материалом, и кураторы найдут замену.
Чтобы защитить детей и всё общество от наркотиков, необходимо проводить мощную профилактику.
«Вот я езжу по школам, вывожу школьников на откровения, и, как показывает практика, многие подростки знают всё об этом. Это видно по их вопросам, которые они задают мне лично после лекции», — сказал адвокат Поляков.
Также он считает, что на сегодня нужно ввести статью для родителей, так как они всегда знают, что их ребёнок распространяет наркотики, но закрывают на это глаза. Родители могут покричать, поплакать, а потом отпускают ситуацию, потому что ничего не могут сделать. Ни одна мать никогда не сдаст своего ребёнка полиции, она будет игнорировать факт до последнего. Даже если всё очень плохо — он и наркосбытчик, и наркоман, у которого трясучка, и все вены в синяках, деньги ворует и так далее.
Чтобы не запустить ситуацию и ребёнка, родителям важно ни в коем случае не закрывать глаза на ситуацию, если они видят, что поведение чада сильно изменилось.
«Нужно обращать внимание на то, что находится в комнате их ребёнка. Для этого в комнате надо делать регулярные осмотры. Если родители видят маски, маленькие медицинские весы, миниатюрные ложечки, жгут, и самое главное — пачку пакетиков с застёжками, то сто процентов ребёнок занимается распространением наркотиков. Такие пакеты ему больше ни для чего не нужны. Их у него может быть 50, 100, то есть оптовое количество. Упаковка нужна для постоянной фасовки, в день у наркосбытчика может уйти 10-20 пакетиков. Если он это делает каждый день, то у него обороты по 100 штук», — прокомментирвал Игорь Поляков.
Также нужно проверять телефон. Пароль на гаджете может означать не только подростковое закрытие от всего мира, но и то, что на устройстве есть какие-то программы, например, киви-кошелёк, «Найди клад». Будет на телефоне и соответствующая СМС-переписка.
В совокупности такие мелочи говорят о том, подросток или молодой человек является наркосбытчиком. Если родители думают, что ребёнок позанимается и одумается, то они заблуждаются. Дети занимаются наркосбытом, пока их не поймают.
«Не нужно слушать его враньё, когда он говорит, что он занялся химическими опытами. На моей практике были случаи, когда в таких ситуациях ребёнка забирали и переезжали в другой город, кто-то образумился, а кто-то в другом городе нашёл, где заниматься наркосбытом», — добавил приморский адвокат.
Помимо того, что подросток может распространять наркотики, он ещё может и употреблять их, хотя, как правило, эти понятия не пересекаемые. Наркосбытчики, особенно оптовые, никогда не являются наркоманами, и наоборот. Однако сегодняшние подростки всё же могут быть и теми, и теми.
Отметим, что важно различать эти понятия. Если подросток наркосбытчик, то у него есть всякие весы и пакеты, если наркоман — шприцы, жгуты.
«На сегодня порядка 95,9% жителей Приморского края ни разу в жизни не пробовали наркотики. 26,9% жителей края когда-либо в своей жизни получали предложение попробовать наркотики, из них однозначно откажутся от такого предложения 97,4% населения. Остальные 2,6% приморцев лояльны к вопросу употребления наркотиков и находятся в группе риска. Это 4,0% мужчин, 4,5% молодых людей в возрасте 18-29 лет и 3,1% — в возрасте от 14 до 17 лет», — сообщило Краевое государственное автономное учреждение «Приморский научно-исследовательский центр социологии» по результатам опроса, в котором приняли участие 3000 приморцев в возрасте от 14 до 60 лет.
Главное, что нужно уяснить родителям — меняется поведение ребёнка, и им нужно понять, чем он занимается. Если ребёнок приходит домой «обдолбленным», то родители, особенно кому в районе 40 лет, поймут, что он употреблял что-то. Понять, что чадо под наркотиками, можно по красным глазам, по невменяемому поведению. Внешних симптомов, типа наколотые вены, синяки, может и не быть, но вести себя человек под наркотиками может заторможенно.
Если родители стали обладателями такого несчастливого билета, как ребёнок, употребляющий наркотики, то им нужно срочно брать себя в руки и выяснить у подростка, верны ли их подозрения. Чтобы подтвердить слова молодого человека или свои догадки, можно съездить в краевой наркологический диспансер и сдать анализы, можно конфиденциально. При выявлении наркотиков необходимо в срочном порядке проходить курс реабилитации (можно анонимно, но для этого необходимо договариваться с врачами) и ставить дитя на жёсткий контроль.
«Как правило, эффективность всё равно низкая — ребёнок, который встал на этот путь, уже зомби. Потому что большинство современных наркотиков действуют на зону удовольствия, они дают такую вспышку в голове, после которой обычная жизнь становится серой. И наркотики могут сформировать мгновенную зависимость, как, например, героин, и это на всю жизнь.Чтобы избавиться от зависимости навсегда, нужно провести выжигание зоны удовольствия. Лучше не привыкать», — сказал Поляков.
Возвращаясь к распространению наркотиков, отметим, что главное всем помнить, что это уголовно наказуемое дело. Статья 228 УК РФ (приобретение, хранение, перенос, перевозка) предполагает несоизмеримо большое наказание даже за наркотик на кончике пальца. Конечно, наказания зависят от размера — значительный размер, крупный, особо крупный, но нормы в специальной таблице сведены до ничтожного минимума. Это сделано специально для устрашения, чтобы борьба с наркотиками была эффективной. Кстати говоря, эта статья — это всегда реальное лишение свободы.
Вторая статья — 228.1 — сбыт, подразумевает срок от 8 до 20 лет реального лишения свободы даже за разовую дозу. И только лишение свободы, даже за разовую передачу дозы. Однако, это ещё можно считать лояльным наказанием, так как за рубежом — особенно в Азии — за это полагается смертная казнь.
А вот употребление наркотиков в России — это административная ответственность, статья 6.9 Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации (употребление наркотических средств без назначения врача). Человека ставят на учёт, назначают штраф от четырёх до пяти тысяч рублей или административный арест до 15 суток. Также попавшихся заставляют проходить курс реабилитации.
«Принудительного лечения у нас нет, но если человек этого не делает, то его привлекают к ответственности, арест уже до 30 суток. По закону о психиатрической помощи принудительное лечение возможно только в случае создания угрозы окружающим людям или самому наркоману, например, невменяемое поведение», — добавил Игорь Поляков.
Средний возраст «посетителя» детского отделения краевого нарко-диспансера — 15-17 лет. Как правило, это подростки, которые попали в дурную компанию и вовремя не смогли сказать нет. Заведующая детско-подростковом отделением Приморского краевого наркологического диспансера Ольга Южакова отмечает, что социальный статус не играет особой роли. Дети из любой семьи могут совершить ошибку, достаток здесь ничего не значит. Не важно, из какой семьи ребёнок, употреблению алкоголя и наркотиков, так или иначе, подвержены все.
«Дети приходят к употреблению наркотиков по разным причинам, во-первых, это возраст. Сейчас порог подросткового возраста снизился до девяти лет, и у нас в центре есть такие пациенты. Огромную роль играет компания, в которой находится подросток и, конечно же, окружающая его общественная среда», — рассказала медицинский психолог детско-подросткового отделения Приморского краевого наркологического диспансера Елена Кандратьева.